"Патэрсон" идет по целине

Русский бизнес
Москва, 07.02.2005
«Эксперт» №5 (452)
Самая маленькая из крупных розничных сетей вышла на украинский рынок. Это стало элементом ее стратегии - раньше других застолбить место на перспективном рынке

В Киеве открылся первый универсам российской розничной сети "Патэрсон". До конца этого года компания планирует открыть здесь еще два магазина, а в течение следующего - еще пять. Кроме того, рассматриваются варианты размещения универсамов в Днепропетровске, Харькове, Одессе. Уже в 2007 году на Украине будет 25 магазинов "Патэрсон", а обороты достигнут 120 млн долларов.

Для "Патэрсона" приход на Украину - продолжение исторически сложившейся "догоняющей" стратегии этой компании. Владельцы "Патэрсона" занялись сетевой розницей позже других московских предпринимателей, которые к этому времени были уже заметной силой на этом рынке. Чтобы не оказаться "затоптанным" сильными конкурентами, "Патэрсон" в свое время первым вышел за пределы Москвы. Это сразу же сказалось на росте бизнеса - в 2002 году оборот компании увеличился более чем в 2,5 раза. Но затем темпы роста сети стабилизировались вровень с ростом рынка. Сохранять свое место - последнее среди ведущих сетей - "Патэрсон", конечно, же может. Но амбиции его руководства гораздо выше - вывести компанию в число лидеров. А для этого необходимо искать новые, нестандартные решения. Например, выход на рынок СНГ.

Там хорошо, где...

Первые универсамы сети открылись в Москве в 1998 году. Их присутствие на рынке первое время было малозаметно: лидировали операторы, заявившие о себе в начале 90-х и уже успевшие занять самые привлекательные места - на центральных магистралях и у станций метро. Размещать свои магазины новичку пришлось там, куда от метро надо еще добираться на автобусах и маршрутках. Вывеска "Патэрсон" появилась в спальных микрорайонах - Жулебино, Марьино, Новокосино.

И оказалось, что в глубине спальных районов живут те же люди, что посещают супермаркеты на перекрестках пассажиропотоков. И зачастую им проще делать повседневные покупки недалеко от дома. Положение "универсама за углом", отсутствие случайной публики принесло "Патэрсону" неожиданные дивиденды. "Часто магазины внутри района имеют лучшую окупаемость. Средняя сумма чека больше, да и с воровством проблем гораздо меньше," - утверждает Алексей Мауергауз, председатель совета директоров "Патэрсона".

В дальнейшем же компания использовала любую возможность, чтобы оказаться на вновь открывающихся рынках первой. В 2001 году было принято стратегическое решение идти в регионы. В 2002-м открылся первый универсам "Патэрсон" в Санкт-Петербурге - сеть оказалась первым московским ритейлером в северной столице. "Мы решили использовать право первых в регионах - занимать лучшие места. Вы же знаете, что в розничной торговле самое главное - выгодное размещение магазинов. И теперь все сливки Питера наши", - говорит Алексей Мауергауз.

Выход в регионы для "Патэрсона" был важен по другим причинам. После 2000 года цены на аренду торговых помещений и стоимость оснащения новых магазинов в Москве настолько возросли (а возможности получать маржу так снизились), что сроки окупаемости инвестиционных розничных проектов с двух-трех лет увеличились до пяти-семи. А средней компании

Новости партнеров

«Эксперт»
№5 (452) 7 февраля 2005
Налоговые инициативы правительства
Содержание:
Кудрин Джекил и Кудрин Хайд

Аморфность структуры исполнительной власти и аппаратные игры чиновников порождают противоречивые законы и непредсказуемую налоговую политику

Наука и технологии
На улице Правды
Реклама