Эфирный передел

Культура
Москва, 07.02.2005
«Эксперт» №5 (452)
Романтика более не свойственна российскому рынку FM-радиостанций: захват территории сменяется разработкой ее недр. Радиостанции уже не воюют за слушателя, а окучивают имеющуюся аудиторию

Нынешний год в радиоотрасли начался бодро - идеолог и генеральный продюсер "Нашего радио" Михаил Козырев подал в отставку. Это событие стало громкой кодой к негромким процессам, происходившим в радиоэфире в 2004 году. За это время радиохолдинги в общих чертах закончили раздел территорий влияния, музыкальные и разговорные радиостанции составили более или менее определенное представление о том, как выглядит их слушатель и чего он от них ждет. Часть радиостанций ушла в небытие, передав свою частоту другим проектам. Уход Козырева знаменует собой конец времени бурь и переделов рынка. На смену интенсивному пути развития отрасли пришел экстенсивный - погоне за рейтингом радиостанции предпочитают борьбу за уже завоеванную аудиторию.

Разговорчики в строю

Еще полтора года назад в FM-мире происходили бурные процессы: вокруг лакомых радиостанций плелись интриги, в профессиональную среду запускались разнообразные (как правило, вполне правдивые) слухи о перепродаже и перепрофилировании менее рейтинговых радиостанций, радиохолдинги довольно резко экспериментировали с форматами, а профессиональные кадры перетекали с частоты на частоту и со станции на станцию; ожидания и заявки были во многом важнее реальных дел. Ситуация, когда игроки рынка участвовали в розыгрыше частот только для того, чтобы затем их выгодно перепродавать, стала обычным делом.

Прошедший год, конечно, тоже не был беден на громкие события, однако они как раз и были следствием общего успокоения ситуации. Так, скончалось радио "Он Лайн", чересчур смело ринувшееся покорять просторы разговорного радиожанра. Закрылась радиостанция "Ультра", где ставили в эфир "альтернативный" рок. Это событие вызвало бурную реакцию у слушателей - лишенная любимой станции молодежь митинговала под окнами дирекции холдинга "Ультра продакшн", принявшего решение о переименовании "Ультры" в Best FM и перепрофилировании станции с тяжелого рока на классику мировой поп-музыки. И в том и в другом случае речь шла о завершении уже начавшегося процесса: обе станции были открыты два-три года назад во время инвестиционного бума, когда все бросились на поиски новых слушателей. "Он Лайн" соблазнилась стабильным многолетним успехом "Эха Москвы", "Ультра" же попросту не хотела упустить шанс завоевать новую, весьма пеструю аудиторию: среди поклонников Radiohead и Limp Bizkit, по данным социологических опросов, на тот момент были не только подростки городских окраин, но и молодые преуспевающие менеджеры среднего звена, лакомый кусок любого рекламодателя. "Ультру" в конце концов погубил отток платежеспособной аудитории (любовь к "альтернативе" оказалась менее социально всеобъемлющей, нежели предполагалось), а с "Он Лайном" злую шутку сыграла общая стагнация на рынке разговорных радиостанций. Стагнация эта настолько сильна, что даже радио "Свобода", по определению не испытывающее никаких проблем с финансированием, предприняло неожиданную попытку переформатирования - с помощью бывшего "эховца" и основателя злополучного "Он Лайна" Сергея Корзун

Новости партнеров

«Эксперт»
№5 (452) 7 февраля 2005
Налоговые инициативы правительства
Содержание:
Кудрин Джекил и Кудрин Хайд

Аморфность структуры исполнительной власти и аппаратные игры чиновников порождают противоречивые законы и непредсказуемую налоговую политику

Наука и технологии
На улице Правды
Реклама