Лебедь, Рак и Щука

Тема недели
Москва, 07.02.2005
«Эксперт» №5 (452)

Раскол в правительстве, которым закончился прошлый год, не то чтобы преодолен, но состав противоборствующих группировок существенно изменился. Если раньше премьер Михаил Фрадков, настаивающий на обеспечении высоких темпов роста, боролся с представителями финансово-экономического блока Кудриным и Грефом, которые всячески отбивались от деятельности по обеспечению удвоения ВВП в пользу увеличения бюджетных доходов и стабилизационного фонда, то сегодня Фрадков и Кудрин практически играют на одной стороне. Самым ярким свидетельством этого может служить начало расходования средств стабфонда и предложения министра финансов ограничить произвол налоговиков с целью улучшения инвестиционного климата в стране.

Перемирие Кудрина с Фрадковым - очевидно вынужденное, поскольку в последнее время позиции главы Минфина существенно пошатнулись. Он не сумел выполнить обещание по темпам инфляции в прошлом году; на него - можно спорить, насколько справедливо, но возложили львиную долю вины за замедление темпов экономического роста; и наконец, он оказался в числе наиболее критикуемых фигур в истории с ненадлежащей подготовкой монетизации льгот.

Пойти на ситуационный альянс с опальным главой Минфина премьера, как и вице-премьера по экономике Александра Жукова, похоже, заставили не в меру ретивые налоговые новации главы Федеральной налоговой службы Анатолия Сердюкова, до весны прошлого года занимавшего пост начальника УМНС по Санкт-Петербургу и прославившегося исключительной жесткостью по отношению к бизнесу. Новации эти фактически дезавуируют презумпцию невиновности налогоплательщиков и открывают дорогу самому разнузданному налоговому беспределу. Пикантная деталь: эти новации часто идут наверх по властной вертикали, минуя Минфин, которому ФНС в новой структуре правительства формально подчиняется.

В свою очередь, Михаил Фрадков, сумевший дистанцироваться от провальной монетизации льгот и фактически возложивший вину за замедление темпов роста экономики и чрезвычайно высокую инфляцию на руководителей Минфина и Минэкономразвития, выглядит сегодня явным победителем во внутриправительственных подковерных баталиях. Его последние инициативы по снижению НДС до 13% и использованию средств стабфонда для финансирования крупных экономических проектов не могут не вызывать сочувствия у бизнеса и добавляют очков в глазах президента, поскольку демонстрируют личное стремление премьера содействовать ускорению экономического роста. Противостоять одновременно и премьеру, и новому главе ФНС Алексей Кудрин явно не в состоянии, поэтому он фактически перешел на сторону Фрадкова, согласившись на распечатывание стабфонда. Одновременно глава Минфина представляет президенту законопроект по кардинальному ограничению полномочий налоговых органов.

Итак, ни о какой единой налоговой политике правительства в нынешней ситуации не стоит даже и заикаться. Ситуационно-либеральному альянсу Фрадков-Кудрин-Жуков, выступающему за смягчение инвестиционного климата в том числе и мерами налоговых послаблений, противосто

Новости партнеров

«Эксперт»
№5 (452) 7 февраля 2005
Налоговые инициативы правительства
Содержание:
Кудрин Джекил и Кудрин Хайд

Аморфность структуры исполнительной власти и аппаратные игры чиновников порождают противоречивые законы и непредсказуемую налоговую политику

Наука и технологии
На улице Правды
Реклама