Лебедь, Рак и Щука

7 февраля 2005, 00:00

Редакционная статья

Раскол в правительстве, которым закончился прошлый год, не то чтобы преодолен, но состав противоборствующих группировок существенно изменился. Если раньше премьер Михаил Фрадков, настаивающий на обеспечении высоких темпов роста, боролся с представителями финансово-экономического блока Кудриным и Грефом, которые всячески отбивались от деятельности по обеспечению удвоения ВВП в пользу увеличения бюджетных доходов и стабилизационного фонда, то сегодня Фрадков и Кудрин практически играют на одной стороне. Самым ярким свидетельством этого может служить начало расходования средств стабфонда и предложения министра финансов ограничить произвол налоговиков с целью улучшения инвестиционного климата в стране.

Перемирие Кудрина с Фрадковым - очевидно вынужденное, поскольку в последнее время позиции главы Минфина существенно пошатнулись. Он не сумел выполнить обещание по темпам инфляции в прошлом году; на него - можно спорить, насколько справедливо, но возложили львиную долю вины за замедление темпов экономического роста; и наконец, он оказался в числе наиболее критикуемых фигур в истории с ненадлежащей подготовкой монетизации льгот.

Пойти на ситуационный альянс с опальным главой Минфина премьера, как и вице-премьера по экономике Александра Жукова, похоже, заставили не в меру ретивые налоговые новации главы Федеральной налоговой службы Анатолия Сердюкова, до весны прошлого года занимавшего пост начальника УМНС по Санкт-Петербургу и прославившегося исключительной жесткостью по отношению к бизнесу. Новации эти фактически дезавуируют презумпцию невиновности налогоплательщиков и открывают дорогу самому разнузданному налоговому беспределу. Пикантная деталь: эти новации часто идут наверх по властной вертикали, минуя Минфин, которому ФНС в новой структуре правительства формально подчиняется.

В свою очередь, Михаил Фрадков, сумевший дистанцироваться от провальной монетизации льгот и фактически возложивший вину за замедление темпов роста экономики и чрезвычайно высокую инфляцию на руководителей Минфина и Минэкономразвития, выглядит сегодня явным победителем во внутриправительственных подковерных баталиях. Его последние инициативы по снижению НДС до 13% и использованию средств стабфонда для финансирования крупных экономических проектов не могут не вызывать сочувствия у бизнеса и добавляют очков в глазах президента, поскольку демонстрируют личное стремление премьера содействовать ускорению экономического роста. Противостоять одновременно и премьеру, и новому главе ФНС Алексей Кудрин явно не в состоянии, поэтому он фактически перешел на сторону Фрадкова, согласившись на распечатывание стабфонда. Одновременно глава Минфина представляет президенту законопроект по кардинальному ограничению полномочий налоговых органов.

Итак, ни о какой единой налоговой политике правительства в нынешней ситуации не стоит даже и заикаться. Ситуационно-либеральному альянсу Фрадков-Кудрин-Жуков, выступающему за смягчение инвестиционного климата в том числе и мерами налоговых послаблений, противостоит "конфискационная", назовем ее так, группировка налоговых зубров, встречающая не только сочувствие, но и прямую поддержку в некоторых неправительственных блоках властной вертикали.

Кто в этой схватке окажется сильнее, пока непонятно. Не исключен и такой сценарий развития событий, когда в конечном итоге будут реализованы и разверсточно-штрафные новации г-на Сердюкова, и предложения Кудрина-Жукова об ограничении прав налоговиков, и инициативы Фрадкова по инвестированию средств стабфонда и существенному снижению НДС.

Противоречивость этих мер даст властям возможность индивидуального подхода к тому или иному конкретному предприятию в зависимости от "добросовестности" его владельца. При этом жизнь "добросовестных" налогоплательщиков - мелких и средних предприятий, не связанных с минерально-сырьевым комплексом, - изменится скорее в лучшую сторону за счет снижения НДС и невнимания со стороны фискальных хунвейбинов.

А вот владельцам крупных "недобросовестных" компаний, не соблюдающих принципа социальной ответственности бизнеса, лучше быть готовыми к расставанию со своим бизнесом в пользу государства. Благо возможностей для быстрого, легкого и законного отъема собственности у тех же мытарей прибавится - им можно будет либо без суда выкатить гигантский штраф и обанкротить по примеру ЮКОСа, либо просто насчитать неуплату налогов и в ее погашение конфисковать все акции предприятия.

Другой вопрос - захочется ли предпринимателям добросовестно инвестировать в развитие своего бизнеса в такой налоговой среде.