Кудрин Джекил и Кудрин Хайд

Тема недели
Москва, 07.02.2005
«Эксперт» №5 (452)
Аморфность структуры исполнительной власти и аппаратные игры чиновников порождают противоречивые законы и непредсказуемую налоговую политику

Несмотря на многочисленные заявления чиновников различного уровня о том, что налоговая реформа в России практически завершена и ничего важного в ней уже не предвидится, перекройка отечественного налогового законодательства именно сейчас вступает в решающую фазу. Достаточно сказать, что только в январе достоянием общественности стали пять (!) налоговых инициатив властей.

Во-первых, это предложение группы депутатов Госдумы о возрождении прогрессивной шкалы подоходного налога по принципу "больше получаешь - больше платишь". Это вполне разумная и справедливая идея. Отмена прогрессивной шкалы под смехотворным предлогом, что мытари не в состоянии контролировать крупные доходы граждан, была как раз той ошибкой, которая хуже преступления. Однако шансы депутатов невелики. Во-первых, наши чиновники органически не способны признавать свои ошибки и пересматривать собственные решения. Так что, пока должность главного налогового идеолога России занимает замминистра финансов Сергей Шаталов, инициировавший в свое время введение плоской шкалы подоходного налога, возврата к прогрессивной шкале можно не ждать. Во-вторых, время для таких изменений уже ушло - на носу 2007 год, когда каждый россиянин сможет открывать счета в иностранных банках. А уж там-то найти деньги русских богатеев наши мытари действительно не смогут.

Второй заметной налоговой инициативой властей стало предложение премьера Михаила Фрадкова снизить с 2006 года НДС с нынешних 18 до 13%, а выпадающие доходы бюджета компенсировать за счет средств стабфонда. Идея прекрасная, глава правительства заслужил аплодисменты. Однако Минфин, похоже, пытается спустить эту затею на тормозах и говорит пока о снижении НДС только до 16%, то есть ровно в соответствии с обещаниями, данными чиновниками этого ведомства еще в 2003 году.

Третьей налоговой новацией можно считать возрождение Минфином поправок в Налоговый кодекс, касающихся трансфертного ценообразования, - в январе этот документ опять появился в правительстве. И эксперты, и сами чиновники признают, что эти поправки были актуальны во времена существования внутренних офшоров, когда крупные холдинги могли серьезно снижать налоговые платежи, продавая по дешевке свою продукцию дочерним компаниям, зарегистрированным во внутренних офшорных зонах. Однако сейчас и внутренние офшоры упразднены, и "дело ЮКОСа" показало, чем чреваты подобные схемы, так что их уже никто не использует. И единственным результатом этих новаций будет то, что у мытарей появится лишний повод заявиться с проверкой в ту или иную крупную компанию. Похоже, что именно этого власти и добиваются.

Без презумпции невиновности

Недавно прозвучала еще одна чиновничья идея - в Налоговый кодекс предлагается внести изменения, позволяющие мытарям взыскивать с налогоплательщиков штрафы в бесспорном порядке, то есть без решения суда. А налогоплательщикам предоставляется право в срок от тридцати дней до шести месяцев (конкретный срок будут определять сами налоговики) обжаловать решение налоговых органов в суде.

Новости партнеров

«Эксперт»
№5 (452) 7 февраля 2005
Налоговые инициативы правительства
Содержание:
Кудрин Джекил и Кудрин Хайд

Аморфность структуры исполнительной власти и аппаратные игры чиновников порождают противоречивые законы и непредсказуемую налоговую политику

Наука и технологии
На улице Правды
Реклама