"Справедливость" вместо закона

Тема недели
Москва, 07.02.2005
«Эксперт» №5 (452)
Российские налоговики игнорируют постановления судебных органов, которые мешают наполнять бюджет. Без решения этой проблемы о развитии экономики можно забыть

Как показывает опыт, причиной большинства конфликтов, возникающих сегодня между предпринимателями и налоговыми органами, является разная трактовка положений налогового законодательства. Вообще-то это явление нормальное: такое происходит в любой стране. И здесь уже все решает не столько закон, сколько правоприменительная практика. Ненормально лишь то, что в России правоприменительная практика зачастую основывается прежде всего не на духе и букве закона, а на соображениях государственной целесообразности, социальной ответственности и "справедливости".

Об особенностях сегодняшнего российского правоприменения рассказывает партнер, директор по налогообложению компании "БДО Юникон" Татьяна Румянцева.

- Татьяна Георгиевна, какие решения в судебной практике последнего времени являются, на ваш взгляд, принципиально важными?

- Важнейшим и, на мой взгляд, определяющим дальнейшую линию поведения государства в отношении налогоплательщиков можно назвать Определение N226-О Конституционного суда, в котором говорится, что уклонение от налогов - это цель заведомо противная основам правопорядка и нравственности. Как это положение будет применяться на практике, трудно сказать. Вполне возможно, что произойдет возврат в начало девяностых годов, когда суды во всех мало-мальски спорных случаях принимали решения в пользу налоговых органов, объясняя это примерно так: да, мы видим, что действия налогоплательщика формально соответствуют законодательству, но когда врачам, учителям и другим бюджетникам не платится зарплата, то, что он сделал, аморально. Сейчас эти мотивы стали возвращаться. Несколько лет назад налогоплательщики вели себя с налоговыми органами достаточно агрессивно, и эта тема затихла. А сейчас призывы к повышению социальной ответственности бизнеса звучат с самого высокого уровня.

Если говорить о конкретных решениях КС в минувшем году, то можно выделить несколько основных, большинство из которых в пользу государства и налоговых органов, а не налогоплательщиков. Например, в пользу налоговых органов Конституционный суд высказался о сроках проведения налоговых проверок. По Налоговому кодексу, срок документальной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. КС же сказал, что в эти два месяца не включаются сроки встречных проверок, когда параллельно проводится проверка контрагента проверяемого субъекта и требуется значительно больше времени на установление фактов. Не включается в срок проверки и работа в офисах налоговых служб. Таким образом, в эти два месяца, отведенные Налоговым кодексом, включается только работа налоговиков непосредственно у налогоплательщика: сбор и проверка документов. Этим решением КС существенно расширил полномочия налоговиков: теперь проверка может длиться сколько угодно: документы изъяты и налоговики с ними ушли на неограниченный срок. Продление сроков документальных проверок, в свою очередь, дает налоговикам возможность разобраться в более сложных финансовых схемах, например в расчетах между компаниями, входящими в одну группу.

Ещ

Новости партнеров

«Эксперт»
№5 (452) 7 февраля 2005
Налоговые инициативы правительства
Содержание:
Кудрин Джекил и Кудрин Хайд

Аморфность структуры исполнительной власти и аппаратные игры чиновников порождают противоречивые законы и непредсказуемую налоговую политику

Наука и технологии
На улице Правды
Реклама