Об ожиданиях от пост-бархата

Александр Привалов
научный редактор журнала "Эксперт"
7 февраля 2005, 00:00

В самый разгар "оранжевой" революции случилось мне здесь, в Москве, беседовать с одним киевлянином. Читатель, может быть, помнит, что как раз в те дни мы "нашли время и место" запускать новое издание - в Киеве начинал выходить журнал "Эксперт Украина". Вот после обсуждения текущих дел киевлянин и посетовал вежливо на последнюю мою колонку ( "О славянской беде", N45 от 29 ноября).

С тем, что и "оранжевый", и "бело-голубой" кандидаты суть равно органичные порождения коррумпированной верхушки, гость не спорил. Но он решительно протестовал против напрашивающегося вывода - что ничего, кроме перечня лиц у кормушек, чаемая победа Ющенко не изменит. На самого лидера он особых надежд не возлагал ("Ющенко считают слабой фигурой"), но утверждал, что в его команде достаточное влияние имеют люди совсем другого, нового типа - и уж они "сумеют не допустить, чтобы по тем же кабинетам расселись другие воры и принялись дергать за прежние рычаги"... Наш гость был человек весьма толковый и опытный; никакая эйфория, конечно, не сделала его совсем уж наивным - поэтому его убежденность мне, как видите, запомнилась, и с тех пор я с искренним интересом жду, когда события начнут подтверждать ее или опровергать.

Думаю, что не я один. Очень многие в России внимательно следят за пост-бархатными новостями - по очевидным причинам. И если с разворачиванием "розовых" событий спектр возможных вариантов сильно сузился (Грузия, увы, оставляет все меньше оснований сомневаться в тоне завтрашних вестей), то события "оранжевые" по-прежнему привлекают внимание - на Украине все только начинается.

И первое, на мой взгляд, нетривиальное событие произошло в среду, когда трое депутатов зарегистрировали в Верховной раде проект закона "О люстрации". Все, что происходило там прежде, да и все происходящее теперь было и остается вполне предсказуемым. Разногласия в стане победителей, торг за кресла, вакуум в узлах власти как в Киеве, так и на местах, резвость майданных маргиналов, атака на Кучму, чуть запнувшееся утверждение Тимошенко премьером и "программа несбыточных надежд", представленная ею парламенту, - все это никак не неожиданности. И даже не то существенно, что не неожиданности, а то, что эти события ни порознь, ни вкупе не приближают ответа на простой вопрос: прав был мой гость из Киева или не прав. Не приближают просто потому, что (пока!) на крейсерском ходе дел не сказываются.

А вот законопроект о люстрации, если ему будет дан хоть самомалейший ход, скажется немедленно.

Проект цельнотянутый у ныне не существующей Чехословакии, но с добавкой местного колорита. Под люстрацией понимается проверка заявлений претендентов на руководящие посты в органах законодательной, исполнительной, судебной власти, в дошкольных учреждениях, школах, гимназиях, колледжах, вузах, избиркомах, СМИ, политических партиях и общественных организациях, о том, что они не причастны к фальсификации выборов 2004 года и смежным деяниям, а также не вели сознательного и тайного сотрудничества с оперативными работниками бывшего КГБ СССР, а с 1991 года со спецслужбами других государств. Люстрация есть объединение амнистии и моратория относительно принятия этих лиц во властные учреждения. Таким образом, ни министром, ни депутатом, ни завхозом детсада, ни ответсеком районной газеты не останутся и впредь не станут (в случае принятия законопроекта) ни люди, работавшие в кампании Януковича, - ни сексоты КГБ.

Как видите, в проекте два слоя - возможно, пересекающихся по конкретным персоналиям, но очень разных идейно. Местных комментаторов, успевших высказаться на эту тему, взволновал первый слой, злободневный. Отсюда ясно и что говорят ("охота на ведьм" - или "расчистка авгиевых конюшен кучмократии"), и кто что говорит; в любом случае речь идет о политической чистке, которую не могут приветствовать побежденные - и могут не приветствовать лишь немногие победители. О втором же слое пока молчат (я, во всяком случае, прямых откликов в сети не нашел, да и непрямых мало).

Может, и правильно молчат - до него дело может и не дойти. Первый слой, о расправе с политическими противниками, написан так, что не только принятие, но и обсуждение проекта в Раде вызовет ураган похлеще ноябрьского. Насколько я понял, киевские наблюдатели более или менее согласно считают законопроект "мертвым": и внесли его какие-то маргинальные тимошенковцы, и - умаешься доказывать, что под него не подпадает львиная доля самих "оранжистов" (за одни призывы к сепаратизму ухнула бы вся львовская верхушка).

А может, и зря молчат. Опять-таки, насколько я понял, стоит Ющенко или Тимошенко публично поддержать проект - и он тут же "оживет". Что будет в этом случае? Ну, сначала-то понятно что. Проект в нынешнем виде непроходим, да и просто непристоен: за фальсификацию выборов уголовные статьи есть; а принимать Закон о политической благонадежности - как-то уж слишком не комильфо для таких завзятых европейцев. Стало быть, законопроект будут сильно перетряхивать, предельно ужимая первый слой и тем самым усиливая второй. В таком виде он станет проходимым - и стоило бы посчитать последствия.

О долгосрочных последствиях люстрации говорить трудно: банальности давно сказаны, а о небанальностях конкретно украинского случая никто еще ничего не знает. Близкие же последствия, на мой взгляд, будут острыми. Кампания против негласных агентов КГБ (да и под спецслужбами других государств после 1991 года явно понимаются спецслужбы РФ) будет очень сильным ударом по остаткам советских связей с Россией. По обе стороны баррикад найдутся желающие превратить его в удар по связям с Россией вообще (и не без оснований: затея в этом отношении и впрямь двусмысленна - наши спецслужбы работали на Украине, особенно в Крыму, прежде всего по террористам). Жертвы люстрации, актуальные и потенциальные, попытаются переориентировать свои экономические и политические группировки на подчеркнутое сближение с Москвой. Возобновятся разговоры о расколе страны.

А может, всего этого и не будет. Нет, согласитесь: очень интересно следить за новостями из Киева.