Вряд ли стены бывшей городской думы (она же бывший Музей Ленина) когда-либо видели такую давку, какая случилась на открытии первой Московской биеннале современного искусства. Зрители, художники, чиновники Минкульта, арт-критики, коллекционеры, спонсоры, атташе по культуре проталкивались к центральной лестнице Музея Ленина, как к трапу последнего парохода, уходящего из большевистской России в Константинополь. Так, собственно, и должно было быть: давка в день открытия - такая же неотъемлемая часть любой биеннале современного искусства, как и практически полное отсутствие публики во все оставшиеся дни.
Конечно, первую Московскую биеннале тут же хочется сравнить со всеми любимой Венецианской. Но оснований для сравнения, по правде сказать, не много. В Москве нет ни специального места для крупных арт-форумов, ни возможности обеспечить полноценное участие иностранных экспозиций. Никаких "павильона Великобритании", "павильона Бразилии" на ней нет. Есть основная экспозиция, подготовленная международной группой кураторов (Россию в ней представляет Иосиф Бакштейн), есть множество приуроченных к биеннале разбросанных по Москве выставок.
Задача главных кураторов, что в Венеции, что в Сан-Паулу, что в Стамбуле, одна - объявить тему биеннале и предъявить публике собранные по всему миру произведения, подтверждающие актуальность этой темы. Что касается всех остальных, сопутствующих, выставок, то тут выбор велик - их кураторы могут помнить о главной теме биеннале, могут сделать вид, что не расслышали ее, а могут демонстративно противопоставить ей то, что кажется им более актуальным.
Впрочем, в последнее время такие демарши редкость. То ли полемический пафос сейчас не в моде, то ли главные кураторы специально выдумывают темы, под которые, что ни возьми, все подходит. Взять тему прошлой Венецианской биеннале - "Сны и конфликты". Любое художественное произведение сродни сну, и в каждом можно обнаружить конфликт. Тема первой Московской биеннале тоже не слишком конкретна - "Диалектика надежды". Попробуй скажи, что искусство не несет человечеству надежду! А если это и не сразу заметно, то вину всегда можно свалить на диалектические противоречия. Но все же между Москвой и Венецией и здесь присутствует существенная разница. В Венеции еще ни разу основная экспозиция не вступала в противоречие с "генеральной линией" биеннале. В Москве же с "Диалектикой надежды" всерьез можно было связать что угодно, но только не работы, отобранные теми же самыми кураторами для показа на главной выставочной площадке - в бывшем Музее Ленина.
В самом деле, как широко ни толкуй тему первой Московской биеннале, зрителя главная экспозиция мало чем обнадеживает - скорее погружает в состояние глубокой депрессии. Вытянутый вдоль фасада коридор Музея Ленина занимает ударная видеоинсталляция группы "Синие носы" (Вячеслав Мизин, Александр Шабуров) - длинный ряд картонных коробок. На дне каждой - экран, на каждом экране - сценка идиотской человеческой суеты. Черно-белые, похожие на копо
Читать материалы в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.
России не стоит обращать внимания на евроатлантическую риторику нового украинского руководства. Это блеф. Сейчас самое время занять максимально жесткую позицию отстаивания своих национальных интересов в отношениях с Украиной