Руками трогать!

Международный бизнес
Москва, 14.02.2005
«Эксперт» №6 (453)
Чтобы выжить, современный музей должен быть не площадкой для демонстрации экспонатов, а местом проведения досуга

"Приходите к нам на барбекю в пятницу. Вас ожидают джаз, вино и красивые девушки. Постоянным гостям скидки". Это вовсе не реклама ресторана или клуба, а типичное объявление современного западного музея, пытающегося сохранить старую аудиторию и привлечь новых посетителей. Конкуренция со стороны развлекательных заведений, изменение туристических пристрастий и крепнущее нежелание государства финансировать культуру вынуждает музеи думать о новых стратегиях выживания. В США лишь четверть граждан старше 18 лет ходит в музей, причем не чаще раза в год. По большей части это люди с высшим образованием и в возрасте. Те, кто попроще и помоложе, не появляются там годами, считая, что музеи - это официозно и скучно. Сегодня перед музеями во всех странах стоит вопрос: оставаться "храмом искусства" и "стоять на защите настоящих культурных ценностей" или трансформироваться в развлекательные центры, подстраиваясь под вкусы масс. Впрочем, ряд зарубежных музеев научился совмещать обе роли без ущерба для культуры.

На грани вымирания

У любого музея есть как минимум три основные роли: сохранять культурное наследие, изучать его и демонстрировать посетителям. Если с первыми двумя функциями музеи во всем мире более или менее справляются, то когда речь заходит о третьей, по сути о коммуникации между творцом и публикой, то здесь музеи терпят крах. Музеи проигрывают соревнование за свободное время посетителей. Люди предпочитают ходить по барам, в кино, заниматься спортом, читать, играть в видеоигры - возможностей для проведения досуга становится все больше. Ограниченные финансовые ресурсы не позволяют музеям на равных конкурировать с лидерами развлекательной отрасли, такими, как, например, Walt Disney, тратящими миллионы на маркетинг своих продуктов.

Дефицит времени влияет и на поведение туристов, которые всегда были самыми верными посетителями музеев. "Галопом по Европам" - девиз подавляющего большинства современных путешественников. Согласно данным специальных исследований, среднестатистический путешественник тратит на один посещаемый город полтора дня и смотрит пару-тройку самых известных достопримечательностей.

Скажем, во Флоренции это будет выглядеть так. Сначала турист придирчиво оглядывает со всех сторон мраморного Давида, безуспешно пытается уместить в кадр фотокамеры одновременно главный собор и свою "вторую половину"; в конце концов покупает у негра-торговца открытку с этим же собором и мчится любоваться вечными водами Арно. Потоптавшись на набережной, глотая на ходу холодный бутерброд и перелистывая путеводитель, устремляется в галерею Uffizi, на содержимое которой после двухчасовой очереди глаза бы его уже не смотрели. Здесь он постоит у двух-трех шедевров, вечером запакует чемоданы и назавтра умчится в следующий город, где все повторится сначала. В его голове остается картинка из путеводителя, помноженная на убеждение, что "во Флоренции очень много народу".

Еще хуже, если в музее или в городе в этот момент проходит широко разрекламированная выставка: турист пой

У партнеров

    «Эксперт»
    №6 (453) 14 февраля 2005
    Украина
    Содержание:
    А теперь - как в Европе

    России не стоит обращать внимания на евроатлантическую риторику нового украинского руководства. Это блеф. Сейчас самое время занять максимально жесткую позицию отстаивания своих национальных интересов в отношениях с Украиной

    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Реклама