На нынешний "Оскар" оказались номинированы фильмы одного - биографического - жанра. Впрочем, один из них - "Волшебная страна" Марка Форстера (постановщика "Бала монстров") - кинобиографией скорее притворяется. Речь в нем идет о Джеймсе Барри - английском писателе и драматурге начала XX века, когда-то знаменитом, а теперь известном лишь в качестве автора детской сказки про Питера Пэна. Пожалуй, ни одно другое произведение детской литературы не экранизировали так часто в Голливуде, исчерпав, кажется, все возможности заинтересовать зрителя новым освещением истории о летающем мальчике. Однако Питер Пэн, в полном соответствии с литературным источником, похоже, вечно жив - новая экранизация сказки мимикрирует под биографию ее автора.
Что, помимо "Питера Пэна", написал Джеймс Барри, давно уже никто не помнит. Что еще интересного он делал в жизни - тоже. Судя по фильму - ничего. Размеренная жизнь викторианского джентльмена - чопорная жена, прогулки по парку с тростью, "Таймсом" и собакой, воскресный крикет со светскими друзьями, вялые похвалы старых дам после премьеры очередной пьесы. Налаженный, скучный быт - бескрасочный мир расчислен и измерен до последней запятой. Мир полностью лишен жизни - однажды ты проснулся и обнаружил, что мир умер, ты - единственное в нем живое существо. Заботливо скрываемый источник жизни у Барри - его личное изобретение, виртуальная страна Neverland, где не действует земное тяготение, где живут пираты, крокодилы и феи и куда благопристойный писатель перемещается, запершись в своей комнате.
Впрочем, в реальном мире есть еще дети, которых всеобщее оцепенение не затронуло. В них Барри (его играет Джонни Депп - со своей ледяной невозмутимостью и бурным актерским темпераментом идеально подходящий на эту роль) и находит родственные души. С ними он устраивает имитацию Неверленда в реальной жизни, не обращая внимания на недоумевающее общество. Результат печален: обиженная жена сбегает, светские приятели подозревают Барри в элементарной педофилии, быт разлаживается; зато писатель обнаруживает в себе доселе прячущегося Питера Пэна - малолетнего хулигана, искренне ненавидящего мир взрослых, обращающегося к этому миру с издевательским кукареканьем, улетающего от него в свой Неверленд.
В оригинале фильм называется Finding Neverland - "В поисках Неверленда". Марка Форстера по сути мало интересует биография подлинного Барри - более того, он ее основательно переделывает под собственные нужды. Куда важней ему продемонстрировать, как человек в психотерапевтических целях разрушает окружающий его мир. И как реальность меняется местами с декорацией, в результате чего викторианская Англия превращается в Страну Никогда, а автор - в собственный персонаж.