Правительство придумало для усмирения крупного бизнеса еще одну дубинку: если сегодня экспроприацией предпринимательской собственности занимаются в основном налоговые службы, то со вступлением в действие нового закона "О защите конкуренции" прижимать неугодных к стенке сможет и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Разумеется, стремление расширить свои полномочия чиновники объясняют исключительно самыми лучшими побуждениями. "Мы не хотим контролировать малый и средний бизнес, а сосредоточим усилия на структурах, занимающих доминирующее положение на рынке, - утверждает руководитель ФАС Игорь Артемьев. - Посмотрите вокруг: у нас везде, в любой отрасли или регионе доминируют одно-два крупных предприятия, а рядом с ними - выжженная земля, мелкого и среднего бизнеса рядом не возникает". По мнению чиновников, новый закон позволит изменить эту ситуацию к лучшему, даст возможность малому и среднему бизнесу благополучно развиваться. И некоторые основания для таких утверждений действительно имеются.
Например, новый закон дает бизнесу оружие против произвола чиновников. "Основная проблема для малого бизнеса на сегодняшний день - чиновничий произвол, - говорит вице-президент организации 'ОПОРА России' Владислав Корочкин. - У каждого чиновника есть родственники, которые имеют коммерческие структуры и не хотят пускать на свои рынки посторонних. Пользуясь административным ресурсом, они не дают независимым предпринимателям создавать свой бизнес и продвигать его. Чиновники специально затягивают выдачу разрешения или лицензии на открытие предприятия, дают команду СЭС, чтобы та не давала разрешения на открытие торговой точки, и так далее. Новый закон впервые дает основание провести административное расследование по таким делам, обнаружить аффилированность представителей власти и бизнеса и оштрафовать виновных". Правда, чтобы искоренить проблему, по мнению Владислава Корочкина, необходимо не ограничиваться штрафами, а ужесточить наказание вплоть до уголовной ответственности.
Еще одна новация - изменение критериев признания доминирующего положения компании на рынке и, соответственно, расширение круга компаний, которые могут подпадать под антимонопольный контроль. Если сегодня доминирующей на рынке признается компания, доля которой на ее товарном рынке превышает 65%, то в соответствии с новым законопроектом доминирующими будут считаться компании, продукция которых занимает 50% рынка. Здесь тоже трудно спорить с фасовскими чиновниками: рынок, половину которого занимает одна компания, вряд ли можно считать конкурентным.
В законопроекте появляется принципиально новое положение: доминирующим признается положение любой из трех компаний, занимающих наибольшие доли рынка, если каждая из них имеет долю не менее 5%, а их совокупная доля рынка превышает 50%. Любая из пяти лидирующих на рынке компаний, имеющих совокупную долю рынка более 70%, также может быть обвинена в доминировании на рынке и подвергнуться санкции со стороны ФАС. В общем, получается, что если на том или ином рынке работают примерно равные по силе компании, то на каждую из них должно приходиться примерно по 15% рынка. Тоже, в общем-то, вполне разумное требование.
Однако все эти здравые в целом установки разбиваются об одно очень простое обстоятельство - речь в законопроекте идет о товарных рынках, а что под этими рынками понимается, документ объясняет весьма невнятно. "Основная проблема нового законопроекта связана с определением географических и продуктовых границ рынков, которые в документе не прописаны, - говорит заместитель генерального директора фонда 'Бюро экономического анализа' Андрей Шаститко. - Например, фирма продает зубную пасту. Какую рыночную долю она занимает? Ведь зубную пасту можно интерпретировать и как средство личной гигиены, и как, например, лечебную зубную пасту на травах. В первом случае компания может занять совсем небольшую долю рынка, а во втором - вообще весь рынок. В законе также не написано, учитывается ли при оценке доли рынка аналогичная импортная продукция".
Получается, что ответ на эти вопросы оставлен на усмотрение чиновников ФАС. А это может обернуться крупными проблемами для многих компаний. "В случае принятия такого закона у многих предприятий автоматически появляется риск быть признанными субъектами, злоупотребляющими доминирующим положением, - заявили 'Эксперту' юристы одной из крупнейших российских металлургических компаний. - Причем это риски, находящиеся вне сферы влияния менеджмента. Доказать свою непричастность к картельному сговору, например объяснить повышение или снижение цены на продукцию конъюнктурой рынка, будет практически невозможно. Кроме того, так называемая доминирующая компания должна будет представлять информацию о своем 'доминировании' партнерам, фактически говоря о том, что она находится в группе риска. Это может существенно осложнить, например, получение кредита или размещение облигаций, что, естественно, ограничивает свободу предпринимательской деятельности. Самое печальное, что с увеличением доли присутствия компании на рынке (а это само по себе свидетельствует о ее успешности) административный риск будет только возрастать".
Отметим, что расширение понятия "доминирующая компания" сопровождается в новом законопроекте существенным ужесточением санкций за доминирование. Если по действующему законодательству максимальный штраф за злоупотребление доминирующим положением составляет 15 тыс. долларов, то в соответствии с новым законом сумму штрафа предлагается увеличить до 2-4% оборота компании. Кроме того, чиновникам ФАС предоставляется право просто остановить деятельность предприятия.
Антимонопольные органы смогут вмешиваться и в тарифную политику компаний, поскольку один из пунктов нового закона запрещает "установление различного уровня цен различным покупателям, приобретающим один и тот же товар (за исключением скидок на оптовые партии товара)". Данный запрет вызывает особенно сильное негодование предпринимателей. "Установление цен и скидок для потребителей зависит от множества факторов, - говорит Владислав Корочкин. - В разных регионах у меня покупатели с разной покупательской способностью, есть также покупатели с различной степенью риска. Кроме того, такое положение не учитывает, что стоимость доставки, включаемая в отпускную цену товара, зависит от местоположения покупателя и, следовательно, может в значительной мере различаться. Да и вообще таким образом нарушается принцип свободы договора, закрепленный в ГК".
В общем, похоже, что и с новым законом о конкуренции у чиновников получится "как всегда". Тем более что в нем нет ни слова о главных монополистах российской экономики - государственных компаниях. "В отсутствии конкуренции в России больше всего виноват не крупный частный бизнес, с которым так старательно борются госчиновники, а государственные корпорации, которые и создают монополии на рынках", - говорит профессор Российской школы экономики Олег Замулин. Однако к ним у ведомства Игоря Артемьева претензий нет.