В конце прошлого года в России был принят Закон "О кредитных историях", который обязывает банки уже с 1 сентября предоставлять информацию о своих заемщиках хотя бы в одно из кредитных бюро. Поскольку кредитные бюро во всем мире считаются весьма привлекательным и прибыльным бизнесом, открывающийся новый рынок уже привлек внимание достаточно крупных структур. Так, осенью прошлого года, когда законопроект о введении кредитных историй еще только обсуждался в Госдуме, о намерении создать такую структуру объявил президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян. Учредителем Национального бюро кредитных историй (НБКИ) выступала сама АРБ в партнерстве с компанией TransUnion (это одно из крупнейших международных бюро кредитных историй). Принять участие в проекте согласились более тридцати банков, которые объединились в некоммерческое партнерство. В январе 2005 года планировалось преобразовать некоммерческое партнерство в открытое акционерное общество с предполагаемым уставным капиталом 4,5 млн долларов, сформированным за счет взносов банков-учредителей. Однако учредительный договор не подписан до сих пор.
"Некоторые банки не успели провести собрания акционеров и принять соответствующее решение о вступлении в кредитное бюро", - объясняет генеральный директор НП НБКИ Александр Викулин. По его словам, состав потенциальных акционеров не изменился, более того, ведутся переговоры о вступлении в ряды партнерства других банков. В частности, Внешторгбанка, Газпромбанка, ХКФ-банка, банка "Зенит".
Впрочем, представители банков называют другие причины пробуксовки проекта. "В последней версии учредительного договора, предложенной участникам НБКИ, были перечислены далеко не все банки, изначально заявлявшие о своем участии. Зато появились два малоизвестных учреждения, а также одна из дочерних структур АРБ, - рассказывает сотрудник одного из банков - партнеров НБКИ. - Более того, в числе акционеров почему-то не оказалось заявленного ранее технологического партнера, компании TransUnion. Такой расклад многих озадачил, возникли сомнения в том, что банки получат качественный продукт, адекватный вложенному капиталу, поэтому был взят очередной тайм-аут".
Еще одним камнем преткновения на пути создания НБКИ стал Сбербанк. Участие в проекте Сбербанка выдвинули в качестве обязательного условия своего участия в НБКИ многие банки. Например, МДМ-банк настаивает, что розничный кредитный портфель банков - учредителей бюро должен составлять не менее 70% совокупного розничного кредитного портфеля всех российских банков. В противном случае создавать национальное кредитное бюро смысла не имеет, а без участия Сбербанка такой объем совокупного розничного портфеля участников недостижим. "Главное - на начальном этапе обеспечить предоставление необходимого объема информации, - говорит г-н Викулин. - Тот, кто сделает это быстрее, - выиграет. Уверен, что это будет НБКИ, потому что нашим учредителям будет принадлежать около семидесяти процентов кредитного рынка России. Это позволит свести к минимуму процент 'холостых' ответов".
Поэтому АРБ тоже приветствует участие Сбербанка в создании кредитного бюро. "Сбербанк не может войти в состав учредителей сейчас, так как соответствующее решение должно принять общее собрание акционеров банка, которое состоится только в апреле-мае, - говорит Александр Викулин. - Я думаю, многие участники партнерства согласились бы с тем, что Сбербанк вправе рассчитывать на большую долю в кредитном бюро, так как контролирует пятьдесят два процента кредитного рынка".
Однако с мнением г-на Викулина согласны далеко не все участники проекта. "Говорят, что именно Сбербанк возражал против участия TransUnion в акционерном капитале кредитного бюро, - жалуется один из участников проекта. - Кроме того, хотя Сбербанк в числе учредителей НБКИ не фигурировал, сейчас звучат предложения выделить ему пятидесятипроцентную долю в кредитном бюро. С какой стати?"
По словам нашего собеседника, банки-партнеры вряд ли скрепят договор своими подписями, пока не поймут, как будет выстроена система управления кредитным бюро, кому будет принадлежать имущество, как будут регулироваться финансовые потоки. Эти вопросы могут помешать НБКИ стартовать в намеченный срок - 1 сентября. Ведь пока не учреждено акционерное общество, деятельность некоммерческого партнерства фактически парализована: чтобы приступить к техническим работам, требуется лицензионное соглашение, заключить которое можно только после регистрации предприятия. "В то же время только на локализацию программного обеспечения потребуется почти полгода", - предупреждают специалисты.
Если дело так пойдет и дальше, НБКИ рискует растерять потенциальных клиентов: они окончательно утратят интерес к проекту и перебегут к конкурентам.
Конкурент сдает тесты
Мировой опыт показывает, что крупные банки не очень заинтересованы в кредитных бюро
Сегодня главный конкурент НБКИ - это зарегистрированное в октябре прошлого года совместное предприятие "Экспириан Интерфакс", созданное агентством "Интерфакс" и Experian Scorex. Сейчас, по словам директора по развитию этой компании Николая Димченко, уже разработано русскоязычное программное обеспечение, адаптируются другие технологические решения, которые разрабатывались Experian с учетом российских реалий. Кроме того, подготовлена юридическая база для работы с банками, подбирается персонал. "Уже с середины декабря мы тестируем программное обеспечение, напрямую работая с банками, которые выразили готовность сотрудничать с бюро. В первую группу вошли около пятнадцати организаций из разных сегментов рынка, с которыми подписаны соглашения о конфиденциальности. Среди них - крупный и региональный банки, а также банк, специализирующийся на кредитовании малого бизнеса. - говорит г-н Димченко. - Плюс оператор мобильной связи. Этого вполне достаточно, чтобы протестировать и откорректировать нашу модель. Кстати, все банки из первой двадцатки за редким исключением поддержали наше предложение о сотрудничестве".
Как сообщил "Эксперту" коммерческий директор Experian Scorex Джон Хэдлоу, если в Великобритании его компания обрабатывает около 2 млн заявок в неделю, то в России на первом этапе предполагается обрабатывать 4-5 млн заявок ежегодно. Правда, выйти на такие объемы планируется не ранее чем через два года. Потенциальный объем рынка г-н Хэдлоу оценивает в 10 млн заявок и говорит, что мощности кредитного бюро будут наращиваться постепенно. "Мы будем предлагать широкий набор услуг и в течение двух лет планируем окупить проект, - говорит Джон Хэдлоу. - Конечно, первый отчет будет безумно дорогим для нас, однако после миллиона кредитных отчетов бизнес-ситуация изменится. Спустя несколько лет мы выйдем на приемлемый уровень рентабельности". По мере расширения спектра услуг и роста рынка бюро сможет рассчитывать на существенный рост выручки. Однако банкиров больше волнует не стоимость услуг, а защита информации. "Формат передачи данных и защиты информации еще никем не обкатан, между тем ни один банк не согласится на передачу данных без стопроцентных гарантий, - говорит вице-президент по связям с Центральным банком и регулирующими органами Ситибанка Наталья Николаева. - Этой проблеме следует уделять большее внимание, тестировать каналы передачи информации. Представители 'Экспириан' утверждают, что система отлажена, однако пока нам не поступало предложений опробовать их модель в тестовом режиме". Кстати, размещение кредитного бюро "Экспириан Интерфакс" в офисе "Интерфакса" на Тверской-Ямской тоже не укрепляет уверенности банкиров в сохранности своей информации.
Бюро на двоих
Опасения банков в отношении создаваемых кредитных бюро вполне понятны. Однако возникает ощущение, что многие банкиры лишь стараются подыскать вескую причину для того, чтобы не участвовать ни в том ни в другом проекте, поскольку вообще не видят для себя большой пользы от кредитных бюро.
Нет, чисто теоретически пользу этих структур все понимают: банки смогут получать достоверную информацию о заемщике, поэтому риск кредитования снизится; соответственно, можно будет уменьшить и ставку по кредиту. Мало того, услуги кредитных бюро могут быть полезными не только банкам. "Мы предполагаем, что компании мобильной связи вскоре начнут внедрять тарифы кредитования клиентов, - говорят в 'Экспириан Интерфакс'. - Такие схемы очень распространены на Западе: человеку выдают телефон и заключают с ним контракт на два года, предлагая оплачивать разговоры по факту, то есть фактически предоставляя кредит. Но прежде сотовая компания должна идентифицировать клиента, получить хотя бы минимальные сведения о нем. Их она может взять у нас. К тому же мы очень рассчитываем на обратный обмен информацией с компаниями мобильной связи".
Но это, повторим, в теории. На практике же получается, что в кредитных историях больше всего заинтересованы банки, которые хотят существенно увеличить клиентскую базу по кредитованию. Это, во-первых, мелкие и средние российские банки. С ними не работают компании, репутация которых не нуждается в подтверждении, поэтому каждого клиента приходится проверять, затрачивая на это время и деньги. При этом включать затраты в ставку кредита не всегда удается - клиент просто уйдет к конкуренту, предложившему более выгодные условия. Услуги кредитного бюро в этой ситуации действительно могут существенно облегчить банку жизнь.
Во-вторых, в услугах кредитных бюро заинтересованы иностранные банки, работающие в России. В прошлые годы они уже поделили между собой всех крупнейших российских клиентов и сейчас расширяют экспансию в сектор малого и среднего бизнеса, а также потребительского кредитования. Однако этой экспансии существенно препятствуют специфические российские риски, связанные с общей экономической и политической нестабильностью. Если в распоряжении иностранных банков появится инструмент, позволяющий оценивать риски конкретного заемщика, их работа в России существенно облегчится.
Очевидно, что такие подвижки осложнят жизнь сегодняшним лидерам кредитного рынка - крупнейшим российским банкам. Они объективно не заинтересованы в том, чтобы делиться информацией о клиентах с конкурентами, а в услугах кредитных бюро не особо нуждаются, поскольку их клиентская база уже сформировалась.
В такой ситуации велик риск создания "карманных" кредитных бюро двумя-тремя крупными банками. "В этом случае они будут обладать огромным пулом информации, которой либо ни с кем не будут делиться, либо будут, но за очень большие деньги, - говорит генеральный директор Национального кредитного бюро Владимир Малеев. - По закону один учредитель может владеть пятидесятипроцентной долей в кредитном бюро. И любой крупный банк может использовать эту норму и создать с аффилированной структурой 'карманное' бюро, установив высокие тарифные барьеры, чтобы отбить интерес к его услугам у других участников рынка. Формально это будет кредитное бюро, отвечающее всем нормам законопроекта, но фактически это будет обособленное подразделение банка".
Если хотя бы пара-тройка крупных банков решится на такой маневр, целесообразность создания кредитных бюро в России в целом окажется под вопросом. Ведь база данных кредитного бюро должна быть репрезентативной, аккумулировать информацию о большей части участников кредитного рынка. Между тем именно этот сценарий сегодня представляется наиболее реальным. Тем более что нежелание крупных банков делиться информацией с кредитными бюро - проблема интернациональная (см. "Бизнес, основанный на доверии").