"Многим чиновникам проблемы газового рынка представляются второстепенными"

Иван Рубанов
28 февраля 2005, 00:00

О том, можно ли создать в России полноценный и бесконфликтный рынок газа, рассказывает председатель правления некоммерческого партнерства "Координатор рынка газа", председатель общественной организации "Деловая Россия" Борис Титов.

- Насколько низки сейчас цены на газ на внутреннем рынке? Выгодно ли на нем работать газодобытчикам?

- При нынешних ценах на газ (в среднем 30 долларов за тысячу кубометров. - "Эксперт") "Газпром" начинает работать на внутреннем рынке с положительной рентабельностью. Более того, некоторые независимые операторы сейчас работают на внутреннем рынке с прибылью, даже продавая газ по фэковским ценам.

- Мы знаем, что ваше некоммерческое партнерство разработало "модель газового рынка". Каковы ее основные характеристики?

- В модели были решены вопросы доступа независимых к газотранспортной системе (ГТС). Есть и понимание со стороны "Газпрома" относительно участия независимых в экспортных поставках. Стороны согласились и на новый способ тарифообразования: предполагается отойти от линейного принципа, когда стоимость транспортировки рассчитывалась исходя из длины маршрута, и рассчитывать тариф по точке входа и выхода. Но модель пока описана общими положениями, хотя есть и наработки по конкретным деталям.

- Есть ли успехи в разработке механизма участия независимых в развитии газотранспортной инфраструктуры?

- Этот вопрос не решен заинтересованными сторонами даже в общих чертах.

- Как вы и участники группы смотрят на раздел транспортного и добывающего бизнеса газовой монополии?

- Основной для нас принцип - невмешательство во внутренние дела участников партнерства.

- С необходимостью юридического обособления ГТС согласен даже "Газпром". Споры, насколько можно понять, ведутся о том, должно ли новое образование остаться частью "Газпрома", или превратиться в самостоятельную компанию.

- Если обратиться к опыту Англии, чья газовая реформа считается самой успешной, там транспортная и добывающая составляющие были разделены на две компании. Но это произошло лишь через десять лет после начала реформ и по просьбе самой British Gas.

- Есть два аргумента в защиту невыделения ГТС в отдельную и независимую от "Газпрома" компанию: сохранение единого экспортного канала и возможности реализации крупных инфраструктурных проектов.

- Единый экспортный канал действительно целесообразен, но он может существовать и при выделении транспортной составляющей. На самом деле я бы хотел напомнить еще и о третьей проблеме, связанной с разделом монополии, которая может оказаться серьезнее первых двух: акционерно-юридической. Юридически сложно провести раздел, не ущемив права миноритариев. В той же Англии на момент реструктуризации монополии ее акционерный капитал принадлежал одному собственнику - и это считалось одним из условий успешной либерализации рынка газа.

- Может ли подготовленная вами модель газового рынка заработать на практике?

- При благоприятных условиях это возможно в следующем году. Еще предстоит создать регуляторов рынка, третейский суд, сетевой кодекс, а главное, модель должна быть принята в самых высоких государственных инстанциях. Но этот процесс идет непросто. К сожалению, многим чиновникам проблемы газового рынка представляются второстепенными. Хотя, на наш взгляд, вопрос реформирования естественных монополий должен быть первоочередным, так как в значительной степени именно от его решения будет зависеть конкурентоспособность нашей экономики.