Делегирование риска

Дан Медовников
директор Института менеджмента инноваций Высшей школы бизнеса (ВШБ) НИУ ВШЭ, главный редактор журнала «Стимул»
7 марта 2005, 00:00

Инновации - всегда серьезный вызов для сложившейся организации. Институциональная оболочка НТП трещит по швам в любую эпоху, будь то семнадцатый или двадцать первый век. Закрытые ложи интеллектуалов превращаются в национальные академии, обремененные сотнями лабораторий, которые, в свою очередь, вступают в непростые отношения с бизнесом и политикой, образуя ниокровские отделы фирм и экспертные советы при власти.

Но и эти новые формы управления НТП быстро теряют свою легитимность. Неопределенность будущего заставляет генетически ориентированные на регулярную воспроизводимость замкнутой траектории системы (правительства, корпорации, профессиональные сообщества) искать помощи вовне, за родными организационными рамками. Постоянное делегирование риска новым организационным формам - так можно было бы назвать этот процесс.

То, что мы сегодня наблюдаем на мировом биотехнологическом рынке, в этом смысле явление типическое, на рынке IT оно наблюдается уже не первое десятилетие: ниокровские подразделения крупных корпораций не в состоянии брать на себя полную ответственность за оседлание очередной технологической волны. Интеллектуальные усилия выгоднее оплачивать на стороне. Слишком сложной становится технологическая конъюнктура, слишком большой ответственность за деньги акционеров, вложенные в очередную сумасшедшую идею.

Делегирование риска происходит по всем "горячим" направлениям НТП: химики синтезируют под заказ новые вещества, программисты пишут программы, биотехнологи придумывают новые способы существования белковых тел, материаловеды творят новые материалы, из которых потом кто-то будет делать рыночный продукт. Взяться за "стремный" проект готовы, как правило, наименее формализованные коллективы менеджеров и исследователей, выброшенные из предыдущих институциональных оболочек. Россия с этой точки зрения - непаханое поле. И дело, естественно, не только в цене. Нигде вы не найдете такого количества хорошо подготовленных кадров, готовых взяться за решение самой сложной задачи. Если местные институты создать с ними эффективные схемы взаимодействия не в состоянии, начинают работать институты неместные. Зарубежные ТНК просекли ситуацию еще лет пятнадцать назад - поэтому у нас сегодня так много исследовательских подразделений мировых хайтечных брендов, а в развитых странах так много наших исследователей-эмигрантов.

Как-то от одного ушлого игрока рынка международного технологического трансфера довелось услышать следующие слова: "Ну что Россия? Поисковые исследования, НИОКР, в крайнем случае опытный образец. Не надо дергаться, работайте в свой естественной нише". Ниша и впрямь уникальная, и работаем мы в ней уже не первое десятилетие, но становится обидно: за наш счет сторонние организации снижают свой технологический риск, а мы со временем только закрепляем за собой позиционирование в качестве эдакого МЧС для международного высокотехнологического бизнеса.

Попытка описываемого в комментируемой статье "ХимРара" подняться по лестнице вертикальной интеграции от синтеза новых химических соединений через высокоскоростной скрининг к проверке на токсичность и доклиническим испытаниям, конечно, похвальна. Мы знаем немало российских проектов с западным заказчиком, нацеленных на освоение ступеней с добавленной интеллектуальной стоимостью. Но чем ниже риск очередной итерации, тем меньше вероятность ее включения в собственный бизнес-процесс. Вы нашли вещество, убивающее этот вирус? Дальше мы справимся сами, миллиардные продажи препарата - не ваших рук дело. Вы придумали алгоритм, на основе которого легко написать программу, описывающую поведение наших клиентов? Отлично, больше вы не нужны - теперь начинается настоящий бизнес.

Хотим мы того или нет, но в условиях крайней расплывчатости мировой НТП-конъюнктуры и связанного с этим крайне высокого риска инвестиций в хайтечные сегменты мы, с нашим великолепным советским научно-техническим прошлым, оказались в роли глобальной зоны научно-технологического и организационного риска - на нас, как на кошечках, можно в рамках разумного оптимума затрат проверять любые бредовые идеи. Но есть и обратная сторона - именно у нас появляются новые организационные формы НТП, которые могут побороться за добавленную стоимость и расширить рамки "естественной ниши".