- Похоже, Siemens вынашивает грандиозные планы вторжения на российский рынок. Чем вас так привлекает Россия?
- Мы давно работаем в России, но недавно задумались над тем, чтобы расширить здесь наше присутствие. Ведь Россия открывает сейчас двери для инвесторов в сфере инноваций. У вас превосходная производственная база, замечательные инженеры, сложилась каста отличных менеджеров. И для нас, глобальной международной компании, имеет смысл все это встроить в свою структуру и привнести в вашу страну элементы своего бизнеса. Инвестируя в Россию, мы сможем изменить свое позиционирование и на мировом рынке.
- Какие отрасли вас привлекают более других?
- Прежде всего те, где Россия является компетентным игроком. В первую очередь это энергомашиностроение, горнорудное машиностроение, судостроение, автоматизация и телекоммуникации. Во всех этих направлениях мы ищем партнеров, с которыми начнем выстраивать бизнес. По всем проектам мы планируем инвестиции в производство, в частности и в новое производство, причем в то, которое содержит инновационные компоненты. Среди них можно назвать завод осветительной техники в Смоленске, который мы недавно купили. Уже успешно работает наша компания, которая занимается проектированием и НИОКР в сфере автоматизации. Из тех производств, что мы собираемся открывать в России, я бы еще упомянул завод бытовой техники в Санкт-Петербурге.
Еще один сегмент рынка, который нам интересен, - железнодорожный транспорт. В декабре прошлого года президент нашей компании Хайнрих фон Пирер и президент "Российских железных дорог" Геннадий Фадеев подписали меморандум о совместной разработке проекта высокоскоростных железнодорожных трасс в России. Первая из них должна соединить Москву и Санкт-Петербург. Производство большей части комплектующих будет налажено здесь, в России. Этот меморандум подписывался в присутствии канцлера Германии Герхарда Шредера и президента России Владимира Путина.
- Планирует ли Siemens наладить производство локомотивов в России?
- Мы ведем переговоры об этом с Коломенским заводом и с компанией "Трансмашхолдинг". Хотя мы являемся транснациональной компанией, в каждой отдельной стране мы выступаем в качестве местной, локальной фирмы. Мы не направляем инвестиции в офшорные проекты, а работаем исключительно с внутреннем рынком. Если все пойдет, как задумано нами, то объем инвестиций в Россию только в этом году может составить около полумиллиарда евро.
- История с "Силовыми машинами" доказывает, что не все в России одобряют ваши планы. Это вас не пугает?
- Инвестиционный климат в каждой стране имеет и хорошие, и плохие стороны. Но в случае с Россией, я думаю, уместна аналогия с отношениями между мужчиной и женщиной. Ведь когда женщину любишь, то к ней, конечно, относишься по-особенному и порой не обращаешь никакого внимания на ее недостатки. А мы любим Россию.
- Так чем же тогда объясняется столь долгая задержка в приобретении компанией Siemens "Силовых машин"?
- Мы сами иногда задаемся этим вопросом. И на него у нас нет простого ответа. Покупка "Силовых машин" - это масштабный проект, здесь вовлечены интересы очень многих сторон. С продавцом "Силовых машин" мы добились полного согласия, урегулировав все еще в середине прошлого года. Не было проблем и с российскими антимонопольными органами. Но тут появился политический компонент, сыгравший свою роль. Неожиданно возник вопрос о некоторых элементах оборонного производства, которое есть на "Силовых машинах". Чтобы этот вопрос закрыть, нам предложили долю миноритария в "Силовых машинах". Но нас это не устроило.
И тут мы хотели бы прояснить свою позицию. Для чего мы инвестируем в "Силовые машины"? Для того чтобы наладить производство для местного рынка? Нет. Ищем ли мы инновации на российском рынке? Верно лишь отчасти. Мы хотим сделать ставку на "Силовые машины" как на весомую часть нашей глобальной сети энергетического машиностроения. То есть части бизнеса, который удовлетворяет спрос трети мирового рынка. Если у нас не будет контроля над этой частью, то не будет и бизнеса, ведь в таком случае встроить "Силовые машины" в нашу глобальную систему производств и продаж окажется невозможно.
Милитаризованная часть "Силовых машин" занимает максимум один процент всего бизнеса этой компании. Мы предлагали решение этой проблемы. Оно предполагало постепенное увеличение доли Siemens в "Силовых машинах" до контроля при параллельно идущем процессе выведения этого процента из состава компании.
- Многие считают, что, купив "Силовые машины", вы фактически монополизируете рынок отдельных сегментов энергомашиностроения. Например, рынок гидротурбин, восемьдесят процентов которых производится именно "Силовыми машинами". Кроме того, этот достаточно конкурентоспособный и на мировом рынке сегмент промышленности перейдет в руки иностранцев и центр принятия решений окажется в другом государстве.
- Я это понимаю. Но и вы поймите, если мы хотим, чтобы "Силовые машины" стали на мировом рынке действительно конкурентоспособной компанией, потребуется очень крупные инвестиции. Мы готовы вложить порядка двухсот-трехсот миллионов долларов только на первой стадии проекта. Разве это плохо для вашей страны?
- А почему Siemens не стал покупать объединенный бизнес "Силовых машин" и Объединенных машиностроительных заводов, хотя мог это сделать? У вас что, нелюбовь к атомному машиностроению?
- В европейском атомном концерне Framatom мы имеем сейчас долю в тридцать четыре процента. Это совместное предприятие очень хорошо работает. Имеет ли смысл Siemens заниматься атомным бизнесом еще и самому? Думаю, что нет.
- Многие считают, что российское энергетическое машиностроение практически развалилось. Вы согласны с такой оценкой?
- Россия - очень богатая страна. И богата она не только нефтью, но и своими людьми с очень высокой квалификацией. Это тоже часть конкурентных преимуществ вашей экономики. Но как использовать эту часть на деле, в реальном бизнесе?
Многие ваши бизнесмены не видят другого выхода, кроме консолидации активов. Но так можно только вывести предприятие на некоторый уровень, который будет отвечать потребностям российского рынка. Но вам нужен скачок. В машиностроительном бизнесе, чтобы быть сверхдоходной компанией, нужно быть не просто "Силовыми машинами" и иметь не только заводы, построенные в советское время. Надо быть впереди всех, как по цене, так и по функциональности. Надо серьезно инвестировать в производство и в первую очередь в инновации. Инновации должны внедряться в компании везде, по всей производственной цепочке, по линии продукта и по линии менеджмента. Кто у вас умеет это делать? Siemens дает вам отличный шанс - мы готовы это сделать.