Входим в пубертатный период

Павел Митрофанов
14 марта 2005, 00:00

Крупный бизнес при страховании рисков избавляется от детской привычки - кэптивов - и замкнутости и начинает по-взрослому интересоваться конкурентным рынком

Работа с крупным бизнесом всегда была непростой для страховщиков. Долгое время страхование оставалось востребованным лишь как способ легально выплачивать не облагаемую налогами зарплату, а также выводить "лишние" деньги за границу. Защита имущественных интересов, гарантии устойчивости бизнеса отходили у олигархов на второй план. Поэтому крупным корпорациям было удобнее организовать кэптив - дочернего страховщика, который, с одной стороны, выполнял бы брокерские функции по размещению рисков на рынке перестрахования, а с другой - позволял бы направлять и контролировать финансовые потоки компании.

Лишь недавно ситуация стала меняться. Растущие риски вынуждают владельцев крупного бизнеса серьезнее подходить к их оценке, искать действительно эффективные меры по снижению рисков. "Детские" - кэптивные - решения перестали пользоваться популярностью.

Да здравствует конкуренция

Сегодня дилемма "кэптив или конкурентное страхование" уже не актуальна. Руководитель центра продаж юридическим лицам Страхового дома ВСК Роман Фролов утверждает: "Сейчас есть понимание того, что будущее именно за победителями открытых конкурсов - крупные корпорации предпочитают для минимизации рисков передавать их в реальное страхование, а не прятать внутри холдинга". Это мнение разделяет Владимир Галицких, руководитель департамента по работе с федеральными и московскими программами "Росгосстраха": "На уровне руководства крупных холдингов мы чувствуем изменение отношения к этому вопросу: акционеры и топ-менеджмент начинают понимать, что нет смысла страховать свои риски из одного кармана". В "Ингосстрахе" отмечают, что кэптив останется безальтернативным средством лишь в принятии той части риска, которая должна находиться внутри корпорации, например по причине конфиденциальности.

В тех компаниях, которые до сих пор работают с кэптивными страховщиками, тендеры тоже проводятся. Это делается для того, чтобы оценить справедливые рыночные условия страхования. Комментирует генеральный директор СГ "Межрегионгарант" Евгений Потапов: "Крупная корпорация всегда объявляет конкурс, и если ставки кэптивного страховщика не соответствуют рынку, то либо его заставляют понизить ставки, либо с ним прекращают сотрудничество". А руководитель управления отраслевого страхования группы "АльфаСтрахование" Алексей Слюсарь отмечает, что "обострилась конкуренция не только с точки зрения стоимости страховой защиты, но и с точки зрения сервиса, качества и оперативности обслуживания клиентов".

Таким образом, в результате открытой конкуренции бизнес получает те условия, которые ему - по географическому охвату и уровню сервиса - зачастую не мог обеспечить кэптив.

Спрос на риск-менеджмент

Отказавшись от кэптива и начиная осмысленно размещать риски, крупная компания непременно сталкивается с проблемой: кто должен профессионально заниматься ее рисками? В теории это дело службы риск-менеджмента. Однако сегодня отлаженной системой риск-менеджмента могут похвастаться лишь несколько сырьевых и промышленных холдингов. Компаниям, которые пока не в состоянии организовать подразделение борьбы с рисками, приходится искать компромиссы - обращаться к специализированным консультантам, например.

Евгений Гуревич, директор по маркетингу СК "Русский мир", считает, что "реально по крупнейшим объектам подобные услуги в полном объеме и в соответствии с западными стандартами могут представлять одна-две компании, и это представительства западных брокеров". Поэтому основная масса клиентов обращается за помощью к страховщикам. Спрос, как известно, определяет предложение: ряд страховщиков ("Согаз", ВСК, "Ингосстрах", "АльфаСтрахование") начал продавать услуги по риск-менеджменту, то есть по выявлению, систематизации, отслеживанию и предупреждению рисков.

Существует, впрочем, и иная точка зрения. Александр Федонкин, замгендиректора Московской страховой компании: "Наверное, не совсем правильно, чтобы внедрением программ риск-менеджмента занималась страховая компания. Страхование является одним из методов управления риском, и страховщик будет заинтересованным лицом, давая рекомендации предприятию по снижению степени риска: не исключено, что он порекомендует просто застраховать все, что можно".

Тем не менее любая уважающая себя страховая компания предложит крупным клиентам услуги, хотя бы частично перекрывающие сферу ответственности отсутствующих пока риск-менеджеров: привлечет сюрвейеров, консультантов, даст определенные рекомендации на этапе андеррайтинга рисков. Реальное содержание риск-менеджмента в конечном счете зависит от того, какие задачи необходимо решать конкретному бизнесу.