Брачные танцы страховщиков и интеграторов

Павел Самиев
14 марта 2005, 00:00

Развитие массовых видов страхования заставляет страховщиков автоматизировать бизнес-процессы. Интеграторы пока не могут предложить удовлетворяющий всех информационный продукт и найти взаимопонимание с заказчиками

Давно известно, что автоматизация для страховой компании - один из элементов создания конкурентных преимуществ. Однако даже лидеры рынка сегодня не могут похвастаться тем, что обладают удовлетворяющей их единой информационной системой. Многие страховщики автоматизировали лишь отдельные бизнес-процессы, обычно вспомогательные - например, бухгалтерию. "Страховой сектор не просто отстает от банковского в автоматизации своего бизнеса. Он живет в другой эпохе. Образно выражаясь, в деле автоматизации российские банки находятся на этапе бурного развития капитализма, а страховые компании - на этапе раннего феодализма", - так охарактеризовал ситуацию Кирилл Дибров, руководитель департамента финансовых институтов Oracle СНГ.

Еще в 90-е годы автоматизация не была актуальной - осуществлять "схемную" деятельность или обслуживать интересы крупного аффилированного клиента можно было и без современной информационной системы. Поэтому ИТ-бюджеты страховщиков формировались по остаточному принципу. Острая необходимость автоматизировать работу компании возникла только с началом бурного развития массового страхования в России. Катализатором процесса стало введение обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) и, как следствие, развитие сети представительств в регионах, обслуживание возросшего потока клиентов и увеличение объемов отчетности.

После введения ОСАГО страховщики обратили пристальное внимание на информационные технологии. По нашим оценкам, совокупные расходы страхового сектора на информационные технологии и программное обеспечение в 2004 году составили не менее 150 млн долларов, а объем спроса на эти услуги на конкурентном рынке (то есть без учета инвестиций в собственные разработки) - более 50 млн. И эти показатели будут только увеличиваться. Например, в ближайшие три года один "Ингосстрах" планирует инвестировать в развитие информационных систем порядка 25 млн долларов - лет пять-семь назад такие цифры показались бы фантастическими. Между тем со взрывным ростом спроса быстро выяснилось, что подходящие продукты практически отсутствуют, а те, что есть, слишком дороги.

Предложение отстает

Многие страховщики пошли по пути самостоятельной автоматизации. Нельзя однозначно сказать, что этот путь бесперспективен. Многие считают, что для решения специфических задач страховщика лучше подходит самостоятельно разработанное - индивидуальное - решение. Для крупного же страховщика, ориентирующегося на ритейл, вероятно, больше подходят разработки ИТ-компаний, ведь массовое обслуживание может быть успешно автоматизировано по стандартной схеме. Впрочем, рецепта для всех, конечно, нет: страховые компании очень разные - большие и маленькие, кэптивные и универсальные, монопродуктовые и с дифференцированным портфелем рисков.

Евгений Майборода, генеральный директор СК "Коместра-центр", считает, что проблемы в сфере автоматизации страхового бизнеса на современном этапе связаны "не с недостаточностью ИТ-бюджетов страховщиков или низким качеством предлагаемого программного обеспечения. Главная проблема в том, смогут ли страховщики и компании по автоматизации услышать друг друга и заговорить на одном языке". Действительно, исследование, проведенное Агентством массовых страховых коммуникаций, выявило существенные расхождения в понимании структуры спроса ИТ-компаниями и страховщиками. Интеграторы, как правило, предлагают немного доработанные программы автоматизации бухгалтерского учета и системы его взаимосвязи с учетом страховых операций. А страховщики среди первоочередных задач называют совсем другие - прямой учет страхования, работу фронт-офиса и управление страховыми продуктами и клиентской базой, связь с филиалами и удаленными точкам продаж. Показательно и то, что софтверные компании значительно - в разы - расходятся в оценках объемов и динамики рынка ИТ-услуг для страховщиков, а это явный признак неразвитости данного рынка.

Рассказывает Михаил Френкель, гендиректор компании "Бизнес-сервис":

- Традиционная ошибка многих ИТ-компаний - выход на рынок без маркетинговых исследований. Обычно все начинается с пилотного решения - проекта, который обкатывается на отдельно взятой страховой компании. Как правило, внедрение оказывается успешным и ИТ-компания начинает активнее продвигать решение на рынке. Но, начав внедрение в другой страховой компании, сталкивается с необходимостью существенных доработок. Поскольку часть доработок противоречит требованиям первого клиента, то они выносятся в настройки. При внедрении у третьего пользователя система настроек усложняется еще больше. Позднее ИТ-компания, чтобы обеспечить максимальную гибкость своим системам, начинает предлагать страховщикам некий язык программирования, встроенный в их системы. Теперь система не только считывает настройки из базы данных, но и интерпретирует некий язык запросов к ней. Это "снежный ком". И последствия обычно плачевны: падает производительность системы; система становится очень сложной; накапливаются скрытые ошибки; существенно возрастает время доработки системы по требованию заказчика; заказчикам приходится нанимать программиста, поскольку сам пользователь (страховщик) уже не в состоянии настроить купленную систему, и так далее.

На игле

Нормативы учета и отчетности меняются в нашей стране, как известно, очень часто. Законодательство, пожалуй, не реже. Да и сам рынок страхования развивается динамично. Все это требует частого обновления программных продуктов и информационных систем. И делает страховщиков зависимыми от консультантов и интеграторов. Их нежелание попадать в сети и отдавать в аутсорсинг ИТ понятно и оправданно, но все-таки не настолько, чтобы проповедовать автаркию. "Компании, работающие в разных секторах страхового рынка, обладающие большой клиентской базой и развитой филиальной сетью, нуждаются в системе автоматизации, создать и сопровождать которую собственными силами достаточно сложно и дорого", - замечает Александр Глазков, управляющий директор и председатель совета директоров компании "Диасофт".

Правда, в редких случаях собственные разработки страховых компаний оказываются столь удачны, что могут стать объектом самостоятельных продаж - прецеденты известны. Но и здесь есть сложность: соображения безопасности бизнеса. Обеспечение другого участника рынка хорошей информационной системой повышает его конкурентоспособность и сокращает собственные преимущества, а тиражирование ноу-хау может сделать уязвимой корпоративную информационную систему и бизнес в целом.

Те страховые компании, которые выбирают другой путь - приобретают ИТ-услуги на открытом рынке, часто подпадают под магию бренда: страховщик не упустит возможности похвалиться тем, что воспользовался услугами таких гигантов, как Microsoft или Oracle. Между тем свои преимущества есть и у менее именитых российских компаний. В защиту отечественного производителя выступает исполнительный директор, руководитель функционального блока информационных технологий страховой группы "Уралсиб" Валерий Дятлов: "У российских ИТ-компаний, как правило, есть разветвленные филиальные сети, чем не могут похвастать 'западники'. Наличие такой региональной сети очень важно для последующего обслуживания АСУ в регионах".

Пока же наиболее широкое распространение получила модульная схема - построение по принципу конструктора, на базе многих элементов, каждый из которых самодостаточен, но интегрирован в систему. Важным свойством такой системы является открытость архитектуры. Иначе говоря, страховая компания может внедрять и соединять в общую систему разработки разных фирм, в том числе и собственные. Главное преимущество такой модели автоматизации - гибкость, то есть возможность варьировать стоимость, набор элементов, возможность изменять систему при необходимости, возможность не зависеть от одного поставщика.

Советы начинающим автоматизаторам

При выборе стратегии информатизации можно воспользоваться услугами ИТ-консультанта. При этом лучше в качестве консультанта использовать одну компанию, а в качестве разработчика и интегратора - другую. Это снизит риски недобросовестного поведения исполнителя и сориентирует интегратора на долгосрочное сотрудничество без вытягивания денег из заказчика.

Как правило, ИТ-отдел заинтересован в том, чтобы своими силами провести автоматизацию - так сказать, освоить ИТ-бюджет без привлечения внешнего конкурента. Поэтому многие выгодные и перспективные проекты, предлагаемые на рынке, могут просто не приниматься во внимание. "Очень часто компании не переходят на обслуживание по системе аутсорсинга из-за противодействия своих ИТ-директоров, которые боятся потерять и в зарплате, и в общем бюджете, находящемся под их управлением", - замечает президент Национальной страховой гильдии Ирина Алехина.

Наконец, надо быть готовым к тому, что оценка вклада автоматизации в рост эффективности и сокращение издержек компании окажется делом непростым. "Окупаемость затрат на ИТ оценить достаточно сложно, - говорит руководитель информационного департамента Страхового дома ВСК Вадим Орлов. - Например, мы автоматизировали фронт-офис. Оборот вырос на пятьдесят процентов. Однако оценить вклад автоматизации в эти пятьдесят процентов сложно, ведь сработала и масса других факторов".

Придется свыкнуться и с тем, что расходы на автоматизацию будут значительными - уже сейчас они составляют заметную часть бюджетов крупных компаний (до 4-7%). "Наше однозначное мнение: в корпоративные технологии нужно инвестировать много денег, - говорит Михаил Волков. - Дело в том, что мы рассматриваем данное направление не как внутренний сервис, а как сферу, которая во многом будет определять дальнейшее стратегическое развитие компании".

В таком контексте интеграторам предоставляется прекрасный шанс занять свою нишу на перспективном рынке. Если, конечно, они адекватно оценят спрос.