Грузите деньги вагонами

Российским промышленникам не хватает железнодорожного транспорта. Группа международных инвесторов планирует вложить в лизинг вагонов полмиллиарда долларов

Компания Brunswick Rail Leasing (BRL) объявила о намерении до конца нынешнего года вложить 200 млн долларов в приобретение железнодорожного подвижного состава для последующей его сдачи в аренду российским сырьевым предприятиям, металлургам и производителям удобрений. Всего же в планах BRL приобрести не менее десяти тысяч вагонов в России на общую сумму 500 млн долларов. Это первый лизинговый проект такого масштаба, который западная компания собирается реализовать в России.

BRL появилась на рынке всего полгода назад. Ее учредителями стали международный холдинг Brunswick Capital, японская корпорация Sumitomo, финский железнодорожный перевозчик VR Group и британский миллиардер Джо Льюис. В январе BRL владела всего шестью сотнями вагонов, но уже к концу февраля приобрела еще тысячу. Сейчас акционерный капитал компании составляет 57 млн долларов. Еще 20 млн ей предоставил в кредит Газпромбанк. Кроме того, по словам руководителей BRL, уже достигнуты договоренности с потенциальными инвесторами о привлечении еще примерно 50 млн долларов.

Владельцы Brunswick Capital настолько уверовали в успех своей "дочки", что продали или закрыли все остальные российские проекты - Brunswick Capital Management, 50% акций Brunswick UBS, Brunswick Real Estate, - сосредоточившись на железнодорожном бизнесе. Такое решение нельзя назвать опрометчивым: акционеры BRL выбрали нишу, где разрыв между спросом и предложением способен обеспечить высокую доходность. Объем грузовых перевозок "Российских железных дорог" (РЖД) увеличился за прошлый год на 8%. Но на фоне прошлогоднего 35-процентного роста российского экспорта этот результат явно слабоват. Особенно если учесть, что РЖД перевозит 80% всех российских грузов (не считая топлива, которое идет по нефте- и газопроводам). Иными словами, железнодорожный транспорт не поспевает за ростом других отраслей, главным образом добывающих и металлургических.

По словам президента РЖД Геннадия Фадеева, в ближайшие годы ключевой проблемой российских железных дорог станет дефицит подвижного состава. Вице-президент РЖД Хасян Забиров утверждает, что не хватает в основном универсальных полувагонов; именно в них наряду с множеством других грузов перевозятся уголь и руда, необходимые растущей металлургии. Г-н Забиров заявил, что РЖД в этом году планирует закупить и модернизировать 14,8 тыс. полувагонов на сумму 13,6 млрд рублей. Аналогичную сумму монополия выделила на грузовой подвижной состав и в прошлом году, однако это позволило закупить лишь 8 тыс. новых вагонов из 45 тыс. произведенных в СНГ. По словам директора Brunswick Capital Роджера Уиллса, этого явно недостаточно: из 800 тыс. железнодорожных вагонов РЖД 700 тыс. нуждаются в скорейшей замене. Обновление вагонного парка обойдется примерно в 35 млрд долларов. Быстро изыскать такую сумму не по силам даже РЖД, так что в модернизации подвижного состава вполне могут поучаствовать и частные инвесторы.

Роль лизинговой компании состоит именно в том, чтобы привлечь с международного рынка сравнительно дешевые длинные деньги и вложить их в производство наиболее востребованной грузоотправителями техники. По словам гендиректора BRL Дмитрия Еремеева, потенциальные клиенты уже выстроились в очередь. Суть схемы проста: BRL заключает с арендатором пятилетнее соглашение и размещает заказ на выбранном клиентом заводе. Так, например, сейчас на Стахановском заводе на Украине производятся минераловозы для российской химической компании "Фосагро", а на нижнетагильском Уралвагонзаводе - полувагоны для Стальной группы "Мечел". С каждой из этих компаний заключены контракты на тысячу вагонов.

Операционный лизинг позволяет компаниям обеспечить надежность поставок. Использование вагонов "Российских железных дорог" сопряжено с дополнительными рисками. Во-первых, тарифы на услуги РЖД устанавливает правительство, тогда как повышение арендных ставок BRL определяется лизинговым контрактом на пять лет вперед. Во-вторых, что еще хуже, подвижной состав РДЖ может оказаться недоступен клиенту в нужный момент: например, в отопительный сезон полувагоны могут директивно направить на перевозку угля, создав трудности перевозчикам леса или руды. До сих пор крупнейшие компании решали проблему, создавая собственный вагонный парк - так появились "Северстальтранс", "Мечел-транс" и "Трансгруп". Но вкладывать десятки миллионов долларов в непрофильные активы многие российские промышленники больше не хотят.