"Посылаю тебе девку. Позаботься о ребенке"

Андрей Шмаров
14 марта 2005, 00:00

Наше исследование показало, что для многих компаний социальная ответственность стала такой же неотъемлемой составляющей бизнеса, как бухгалтерия, логистика или маркетинг

"Вы знаете, мы не хотим в этом участвовать, потому что тему социальной ответственности бизнеса так заболтали, что она превратилась в типичную попсу", - вот как объяснил свою позицию по поводу проекта* сотрудник одной крупной компании. Нас это задело, но действительно, рассуждения о социальной деятельности корпораций, даже самые добросовестные и по делу, очень часто сводятся к умильным историям о людских трудностях и неустанной заботе: вот, мол, какие мы чуткие. И ведь это и впрямь так, только дело вовсе не в рождественских сказках, которые рассказывают специально обученные работники.

Проблема в том, что советская социальная система развалилась, новую на ее месте государство не построило и строить не торопится. Но ведь жить как-то надо, и самые энергичные и ответственные стали спасаться кто как может. Среди этих ответственных в основном оказались представители бизнеса. Это и понятно: не будет на предприятии социального пакета, плохо и неустроенно в городе - народ разбежится (а то и перемрет) и работать будет некому. Другая важнейшая мотивация в том, что доставшаяся от советских времен система организации хозяйства обременена громоздкой социальной инфраструктурой, ложащейся огромными издержками на продукцию и делающую ее неконкурентоспособной. Реструктуризация этой системы также сопряжена с необходимостью решения острейших социальных проблем.

Наконец, немаловажный мотив для бизнеса - просто сочувствие и соображения приличия. "Я хочу, чтобы меня уважали, поскольку это же моя добрая воля. А что касается государства, то оно социальную политику по требованию закона реализует, нам его добрая воля вообще не нужна. А если они нам будут за нашу добрую волю выставлять оценки, то мы не будем любить это государство".

К сожалению, выставляют... Дело усугубляется и тем, что у бизнеса нет адекватных партнеров - местные сообщества попросту отсутствуют, чиновники же либо не имеют возможности работать (нет денег), либо не умеют, либо просто не хотят. Чаще же всего власти просто относятся к бизнесу как к дойной корове. "Вот губернатор говорит: будем строить храм, понимаешь, поэтому по соточке в фонд развития. И ваши имена там увековечим. А я, говорю, иудей. Ну, говорит, ничего страшного, построим мечеть. Люди теряются, говорят: ну, может быть, я просто деньги дам, а увековечивать не надо?"

И тем не менее жизнь заставила искать ответы, а поскольку компаний у нас много, народу еще больше, то оказалось, что повсеместно развернулось "живое творчество масс": бизнес начал изобретать методы и приемы решения социальных проблем и постепенно, с трудом, вовлекать в это наиболее передовое чиновничество. Возникла частно-государственная экономика социальной сферы с широким инновационным контуром. Эта отрасль народного хозяйства из балласта может стать нашим национальным конкурентным преимуществом, которое ни в коем случае нельзя упустить.

А что все же следует относить к разряду социальной деятельности компаний? Ответ на этот вопрос вовсе не однозначен. Наше исследование показало, что если отвлечься от природоохранных мероприятий, регулируемых законами и относящихся скорее к производственным программам, а также благотворительности, являющейся все же неким эксцессом, доброй волей руководства, то это - системная работа компаний по реагированию на системные же социальные вызовы. Направления таковой работы, которых мы насчитали в ходе исследования более полутора десятков, могут стать основой будущей национальной экономики социальной сферы.

Социальная ответственность бизнеса - это огромные издержки, сопоставимые с государственным бюджетом, это сложная экономика, неэффективность которой может обернуться глобальной неконкурентоспособностью российского народного хозяйства

Конечно, социальная ответственность - удел продвинутых, или, выражаясь старорежимно, сознательных. Таковых немало, но большая часть бизнеса норовит от проблемы отмахнуться или откупиться. "У Пушкина все есть про нашу социальную ответственность в записке к Вяземскому: 'Посылаю тебе девку. Позаботься о ребенке'".

Но ладно бизнес, проблема в том, что государство, профильный субъект этой экономики, вовсе не перенапрягается, воспринимая инициативы компаний в лучшем случае как нечто должное. "Мы предложили заключить договор о социальном партнерстве. Власти мурыжили его целый год, мол, не очень-то и надо. Однако потом приблизились выборы, и к нам прискакали с соглашением, но составлено оно было в оскорбительной форме. Мы отказались и перенесли этот вопрос на следующий год, когда будет избрана новая администрация".

Пожалуй, лишь побитые жизнью местные руководители начинают понемногу вовлекаться в сотрудничество. "Важным является даже не столько само соглашение, сколько механизм его создания. Если власти удается вместе с бизнесом наладить конструктивное взаимодействие, максимально его конкретизировать и не бояться об этом публично заявить - это колоссальное достижение".

Какие бывают социально ответственные компании

Мы насчитали четыре основных типа. Масштаб их социальной деятельности не сопоставим ни по затратам, ни по спектру решаемых проблем, а объединяет всех ответственных, пожалуй, лишь одно - выплата "белой" зарплаты и не чрезмерное увлечение налоговыми оптимизациями, в противном случае начинается неприкрытый шантаж. "Мы их не боимся, мы платим все налоги. Нас укладывали в парке лицом в снег с автоматами, всякое было. Они считали, что у нас изобилие немереное денег, что мы их куда-то прячем. Но мы не проиграли ни одного суда. Потребовали, чтобы мы дали деньги, сказали: 'Мы закроем завод'. Мы ответили: 'Закрывайте'. Мы бы эти мощности перекинули на другие территории. Через тридцать шесть часов они нам его сами открыли".

Компании с градообразующими предприятиями (как правило, сырьевые и химические). Этот бизнес несет наибольшую социальную повинность, ввиду как советских традиций, так и ужасающего состояния доставшейся ему социальной сферы в городишках, окружающих комбинаты. В таких компаниях обязательно есть, во-первых, полный набор корпоративных программ для персонала (здоровье, обучение и повышение квалификации, ветераны, жилье), а во-вторых, широкое сотрудничество с территориями присутствия (поддержка социальной инфраструктуры и финансирование социальных проектов). Нередко они помогают наладить муниципальное хозяйство, в частности бюджеты: уездным чиновникам не хватает умения, а корпоративные финансисты иногда добиваются сокращения бюджетных трат на 10-15%. Деятельность на территории обычно оговаривается в специальных соглашениях с властями, ограничивающих возможности последних по эскалации требований ("дайте на озеленение", "проспонсируйте спартакиаду").

Несырьевые компании с активами, оставшимися с советских времен (в основном крупное машиностроение). Реализуют корпоративные социальные программы. Как правило, углубленно развивают какие-то отдельные направления, обусловленные острой проблемой (здравоохранение, ветераны). Сотрудничают с территорией в рамках разовых акций, но стремятся к системному сотрудничеству, нормализующему спонтанные запросы властей.

Надо заметить, что у таких компаний имеется еще один побудительный мотив - противодействие притязаниям властей. Каким бы ты ни был законопослушным, все равно при желании власть найдет к чему привязаться. "Поскольку бизнес масштабный, мы постоянно находимся в тесном контакте с различного рода регулирующими, контролирующими, надзорными органами. И во взаимоотношениях с государством то обстоятельство, что мы берем на себя часть его нагрузки, - это аргумент в ситуациях, когда мы должны искать компромиссы в рамках существующего законодательства".

В основе социальной ответственности лежат очень жесткие системные вызовы. В отличие от благотворительности социальными проблемами компании просто не могут не заниматься, иначе все рухнет

Иностранные компании (табачники, пивовары, химики). Социальной инфраструктуры практически нет (либо от всего избавились, либо новые фонды изначально ею не обременены). Западные стандарты материнской компании служат хорошей защитой от просьб властей (не мы, мол, контролируем бюджет). Добровольно реализуют благотворительные программы и небольшие (по сравнению с сырьевиками) программы по благоустройству территорий присутствия.

Новые компании. Строго говоря, сознательно ответственных компаний на высоком, так сказать, идейном уровне почти нет, всех их либо невзгоды заставили, либо власти продавили, либо это качество унаследовано с советских времен. В ходе двухлетнего цикла исследований мы столкнулись лишь с парой идеальных моделей, действующих в новых, постсоветских, компаниях. Так, вдруг социально озаботилась новая процветающая компьютерная корпорация - просто из человеколюбия и фонтанирующего достатка, - а крупнейший конгломерат начал вкладываться в образование в качестве инвестиции в будущее. "Это у сырьевиков большие программы. У них там недрами распоряжается государство, в этом весь их бизнес, в этом и возможность его потери в любой момент".

Какие социальные технологии используют компании

Общесоциальные технологии

ТНК-ВР создала фонды, в распоряжение которых поступают средства на социальные программы в объеме, определенном в соглашениях с администрациями. Попечительские советы фондов, состоящие из представителей компании, местной власти и региональных общественных деятелей, определяют финансируемые программы и устанавливают объемы средств.

Принцип "Реновы" - финансировать только те социальные программы, где есть возможность установить публично-правовые отношения, то есть заключить договор об обязательствах сторон.

ММК разработал схему финансирования медсанчасти, которая преобразована в автономную некоммерческую организацию. Сейчас услуги, оказываемые медицинским учреждением, совместно оплачиваются предприятием, властями и фондом обязательного медицинского страхования.

На "ВСМПО-Ависма" создали систему охраны здоровья сотрудников, предполагающую не только лечение и профилактику заболеваний, но и мотивацию людей к поддержанию здоровья. Все рабочие предприятия проходят профосмотры. В случае ухудшения состояния здоровья работники переводятся во вспомогательные подразделения до полного восстановления. Во вспомогательных подразделениях зарплата ниже, значит, безответственное отношение к собственному здоровью ведет к снижению доходов работника.

"Нойзидлер Сыктывкар" заключает с сотрудниками соглашения о долевом участии в строительстве жилых домов. Компания полностью покрывает затраты на подготовительные работы. Возведение жилого дома происходит за счет предприятия, а работник впоследствии возмещает расходы. Отделка внутренних помещений квартиры осуществляется за счет работников.

"Норильский никель" реформирует систему управления ЖКХ, проводит расселение ветхого и аварийного жилья. Компания выкупает квартиры у уезжающих по программе переселения на "материк" и передает их нуждающимся в улучшении жилищных условий. На собственные средства компания осуществляет ремонт жилищного фонда и коммунального хозяйства. Система управления ЖКХ была перестроена таким образом, что сейчас 100% жилищных услуг на территории оказывают частные компании. Это позволило создать конкурентную среду и добиться повышения качества услуг. Расходы на социалку осуществляются через учрежденную в 2004 году управляющую компанию в форме инвестиционных проектов, что повышает их эффективность.

"Шатура" отбирает кандидатов на получение образования за счет компании по итогам конкурсов школьных аттестатов. С победителем конкурса заключается пятилетний договор: компания обязуется оплачивать образование, а будущий студент - проходить на предприятии ежегодную практику, которая одновременно служит проверкой качества получаемых им знаний. "Шатура" не трудоустраивает студента, если уровень его знаний недостаточен, а если предприятие решает принять выпускника-стипендиата в штат, он может отказаться только при условии возврата денег за обучение.

Социальные технологии по созданию рабочих мест и развитию малого бизнеса

Благотворительная инициатива "ЛУКойла" переросла в программу развития малого бизнеса. Компания организовала конкурс и предоставила гранты на возрождение народных промыслов. Денег по грантам многим мелким предпринимателям оказалось достаточно для организации нового бизнеса. Компания регулярно проводит в Пермской области конкурсы социальных проектов, направленных на внедрение инновационных механизмов управления социальной сферой. Победившие проекты реализуются при финансовой поддержке "ЛУКойла". Участниками конкурса могут стать физические и юридические лица, в том числе органы местного самоуправления и учебные заведения.

СУАЛ поддерживает инициативы тех, кто принимает участие в решении социальных проблем территорий - в создании объектов инфраструктуры и рабочих мест в малом и среднем бизнесе (химчистки, парикмахерские, бытовые услуги). Для этого организуются конкурсы проектов, победители которых получают финансовую поддержку компании.

СУЭК выдает льготные займы бизнесу, предусматривающему создание рабочих мест для бывших шахтеров. В муниципалитеты поступают проекты от местных предпринимателей. Мэры городов их рассматривают и направляют средства, полученные от СУЭК, на финансирование этих проектов или выступают посредниками между СУЭК и предпринимателем, который хочет получить заем. Так, на базе переданных компанией муниципалитету техники и объектов недвижимости в Читинской области было создано предприятие ЖКХ, осуществляющее ремонтные, дорожные и строительные работы, куда перешла на работу половина уволенных сотрудников законсервированного угольного разреза.

"Илим Палп" также финансирует малые и средние бизнес-проекты, способствующие созданию рабочих мест, при этом проекты отбирают специально созданные общественные советы. Кроме того, "Илим Палп" создал постоянно действующее Совещание глав районов юга Архангельской области, которое помогает определить, какие из необходимых компании видов услуг могли бы предоставить районные предприятия.

Технологии социального сотрудничества с муниципалитетами и региональными властями

Социальная практика компаний разнообразна и сложна, ведь приходится взаимодействовать с персоналом, ветеранами, властями, социальной инфраструктурой, местными жителями. Решая проблемы, компании создают чрезвычайно ценные новые подходы и ноу-хау

СУАЛ силами независимых консультантов проанализировал состояние жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, молодежной политики на территориях присутствия компании. В результате выяснилось, что от 10 до 15% бюджетного дефицита возникало из-за неправильных управленческих решений. Для муниципалитетов была разработана методика формирования бюджетов, проведено обучение муниципальных служащих и внедрена автоматизированная система, позволяющая упорядочить расходование средств.

"Норильский никель" привлек консультантов, которые совместно с представителями местной администрации разработали стандарты стоимости образовательных и медицинских услуг для Норильска с учетом специфики территории и стратегии поддержки бюджетной инфраструктуры города. Эти стандарты повысили эффективность использования средств городского бюджета.

СУЭК перенес центры прибыли и налогообложения в регионы, что многократно увеличило налоговые поступления в муниципальные и региональные бюджеты. Кроме того, СУЭК разрешил налоговым органам предоставлять местным властям информацию, составляющую налоговую тайну компании. Это призвано продемонстрировать, что сбор доходов находится на уровне 30-50% от потребности территории из-за неправильных подходов к бюджетному планированию, а вовсе не из-за нежелания компании платить налоги.

Объединенная металлургическая компания разработала механизм уменьшения дефицита бюджета Выксунского района Нижегородской области. Компания заключила с администрацией области соглашение о том, что налоговые отчисления ОМК, превышающие запланированные в консолидированном бюджете области, будут направляться в местный бюджет и расходоваться целевым образом на решение социальных проблем. Это позволило увеличить бюджет Выксунского района и расширить масштаб социальных программ.

*Аналитический центр "Эксперт". "Корпорация, социальная ответственность и местная власть. Модели эффективного взаимодействия". Исследование и каталог кейсов. Москва, 2004 г. Аналитический центр "Эксперт". "Социальные технологии российских корпораций". Монография. Москва, 2005 г. Проект реализован при поддержке "ВСМПО-Ависма", "Илим Палп", "Ренова" и Магнитогорского металлургического комбината.

Направления социальной деятельности корпораций

Сотрудничество с властью:

  • регламентирующие соглашения (договоры) о сотрудничестве;
  • совместные социальные проекты;
  • совместные конкурсы социальных проектов;
  • прямая поддержка социальной инфраструктуры;
  • поставки продукции по льготным ценам;
  • борьба с алкоголизмом и наркоманией;
  • помощь территориям в организации бюджетного процесса, обучение сотрудников.

Реструктуризация социальных активов:

  • приведение в порядок социальных объектов и перевод их на баланс властей;
  • прямая поддержка социальной инфраструктуры, как собственной, так и муниципальной;
  • коммерциализация социальных объектов, превращение их в бизнес;

Корпоративные социальные программы:

  • обучение и омоложение кадров;
  • высвобождение, поддержка и социализация ветеранов;
  • оздоровление, профилактика, рекреация;
  • поддержка материнства и детства;помощь в решении жилищных проблем, ипотека;
  • поддержка членов семей сотрудников.