Англичанин в Токио

Анастасия Алексеева
14 марта 2005, 00:00

В корпорации Sony новый генеральный директор. Его цель - вывести компанию из кризиса путем более тесной интеграции подразделений бытовой электроники и создателей контента

Корпорация Sony потрясла японское бизнес-сообщество - впервые в истории компании ее возглавит иностранец. Генеральным директором, пост которого в течение последних шести лет занимал Нобуюки Идеи, теперь станет 63-летний сэр Говард Стрингер. Ранее Стрингер, американский бизнесмен и англичанин по происхождению, был президентом телеканала CBS, затем руководителем Sony Corporation of America и вице-президентом Sony Entertainment Business Group, где занимался сферой развлечений. Стрингер - не первый иностранец, который возглавил японскую компанию за последние годы. Уже на протяжении нескольких лет генеральным директором Nissan является уроженец Бразилии Карлос Госн, который во многом способствовал тому, что иностранных управленцев в Японии стали воспринимать как профессиональных спасателей, приходящих на помощь, когда предприятие терпит убытки и нужно срочно снизить издержки.

Неудивительно, что причина столь радикального шага Sony - затяжной кризис, в котором пребывает компания. Последние несколько лет ее основной бизнес - производство бытовой электроники - постоянно теряет позиции на рынке. Японскую компанию теснят корейская Samsung Electronics (в области производства плоскоэкранных телевизоров) и Apple Computer (в области производства цифровых плейеров). Sony сделала ставку на развитие сферы развлечений - кинопродукции, радио, игровых приставок, - и потому уступила пальму первенства в сфере новых технологий конкурентам. В итоге сегодня подразделение Sony, которое производит бытовую технику, стало одним из наименее рентабельных направлений бизнеса. Так, хотя на его долю приходится целых 70% доходов, в прибыли доля этого бизнеса составляет почти в два раза меньше - 36%.

Выбор пал на Стрингера, поскольку именно он руководил наиболее успешными подразделениями Sony - развлекательным направлением. Именно Стрингер стал инициатором слияния Sony Music с Bertelsmann Music Group. И именно он увел из-под носа у голливудского киногиганта Time Warner кинокомпанию Metro Goldwyn Mayer. Основная задача Стрингера - наладить дела в подразделении, производящем бытовую электронику, и укрепить позиции Sony на европейском рынке. Для этого будет реализован план реструктуризации бизнеса с красочным названием "Трансформация 60", основная цель которого - сократить издержки при выпуске новых товаров и интегрировать производство электроники с развлекательным сектором. Для этого два ключевых подразделения Sony - технологическое и инженерное - будут слиты в одно.

По мнению аналитиков инвестбанка CSFB, назначение Стрингера должно положительно сказаться на работе Sony. Во-первых, среди ее акционеров немало иностранцев и новый президент-европеец повысит их лояльность японской компании. А во-вторых, коль скоро большую часть прибыли Sony получает за пределами Японии, то очевидно, что новый гендиректор знает эти рынки лучше, чем его японские коллеги.

Вслед за гендиректором Sony заменит и президента. Вместо Кунитаки Андо им станет Риехи Чубачи, который управлял бизнесом в области персональных компьютеров. Как и Стрингер, Чубачи займется самым наболевшим - будет поднимать из руин подразделение бытовой электроники. Впрочем, надо отдать должное уходящему президенту Sony. Г-н Андо первым из старого руководства компании понял, что Sony увязла в проблемах, которые нельзя решить в рамках традиционной бизнес-модели. По его словам, "работая в эру мегаконкуренции, бизнес должен ориентироваться и на информационные технологии, и на бытовую технику, и на индустрию телекоммуникаций". Без этого достичь успеха практически невозможно. Иными словами, новое руководство Sony попытается найти для компании собственную формулу конвергенции - объединения в единый рынок компьютерных технологий, телекоммуникаций и развлекательной продукции.