В ожидании спроса

Национальный рейтинг корпоративного управления свидетельствует о том, что его качество в России растет. Если это поймут и иностранные инвесторы, рост ускорится многократно

На фоне информации о проблемах с демократией в России иностранные инвесторы негативно воспринимают и состояние корпоративного управления в отечественных компаниях. Тем не менее Национальный рейтинг корпоративного управления, второй год реализуемый консорциумом "РИД-'Эксперт РА'" (подробнее о проекте, методике рейтинга, а также полный рейтинг-лист см. www.raexpert.ru, www.rid.ru), свидетельствует об обратном - качество корпоративного управления растет, о чем говорят практически все объективные показатели (см. график).

Правда, пока в основном наблюдается количественный рост: российские компании увеличивают объем раскрываемой информации, количество комитетов при совете директоров, число независимых директоров и т. д. Качественный же рывок станет возможен лишь через несколько лет, одновременно с увеличением количества IPO и ростом требований инвесторов. Иными словами, качественный рывок произойдет, когда иностранцы почувствуют потепление инвестиционного климата в России.

Однако уже сегодня заметны позитивные тенденции. Претендуя на привлечение инвестиций, отдельные компании вынуждены, например, делиться информацией с инвесторами. Достаточно вспомнить, что многих наших мультимиллионеров мы узнали только после IPO их компаний на NYSE.

Российские биржи стараются не отставать от западных конкурентов. Новые правила листинга и рекомендации ФСФР, выпущенные в 2004 году, резко ужесточили требования раскрытия информации именно к российским компаниям, чьи акции обращаются на отечественном фондовом рынке. Внедрение этих рекомендаций и требований не является для большинства компаний, обращающихся на бирже, проблемой, поскольку в том или ином виде ежеквартальные отчеты и внутренние документы и ранее предоставлялись инвесторам, например, при выходе компании на публичный рынок заимствований или при первичном размещении собственных акций. И именно эти удачные размещения (IPO и выпуски облигационных займов) продемонстрировали прочим акционерным обществам преимущества раскрытия информации о себе, что в конечном итоге привело к резкому повышению общего уровня информационной прозрачности российских компаний.

В погоне за инвестором компании публикуют на собственных веб-сайтах внутренние документы, такие как устав или положения об органах управления, а сами сайты наполняются информацией. Помимо уже обязательных финансовых и производственных результатов деятельности, ежеквартальных и годовых отчетов в открытом доступе часто представлены положение о дивидендной политике, информация об одобренных крупных сделках и др. Причем нередко информация раскрывается в режиме on-line, что особенно важно для миноритарных акционеров.

Однако увеличивая объемы раскрываемой информации, компании пока не вкладывают аналогичные средства и силы в улучшение других важных элементов системы корпоративного управления, в частности в минимизацию рисков нарушения прав акционеров и решение проблем, связанных с органами управления. Улучшению ситуации в этих сферах не способствуют даже упомянутые выше рекомендации и требования ФСФР и российских бирж, в частности одобренный еще бывшей ФКЦБ Кодекс корпоративного поведения.

Очевидными пробелами практики корпоративного управления в российских компаниях остаются: слабая дивидендная политика, медленное формирование системы внутреннего контроля, непрозрачность истинных бенефициарных владельцев акций, создание комитетов в структуре совета директоров и некоторые другие. Это объясняется тем, что большинство российских АО пока сконцентрированы на поиске заемного капитала, а их собственники еще не готовы расставаться даже с частью акций ради проведения IPO. Поэтому проблемы миноритарных акционеров их волнуют куда меньше, нежели требования кредиторов. А для последних, особенно если речь идет о российском инвесторе, информация такого рода пока менее интересна, чем публикация внятной консолидированной отчетности.

Еще в меньшей степени волнует российских предпринимателей проблема корпоративной социальной ответственности. Большинство заявлений о вложении средств в эту сферу подразумевает только инвестиции в благотворительность. При этом весь блок проблем, связанный с обеспечением прав работников и созданием определенных элементов корпоративной культуры и идеологии, не считается насущной проблемой. А ведь именно эта сфера наряду с проблемами экологии может стать ключевой для российских компаний уже в ближайшем будущем. В США, например, около 20% инвестиционных решений, по экспертным оценкам, принимается сегодня на основе анализа DJSI - Dow Jones Sustainability Index. Этот индекс, в отличие от обычных Dow Jones 30 и S&P 500, включает экологические и социальные показатели деятельности компаний. Примечательно, что во время падения фондовых рынков в начале XXI века компании этого индекса медленно, но уверенно увеличивали свою капитализацию.