Упасть, чтобы подняться

Спецвыпуск
Москва, 04.04.2005
«Эксперт» №13 (460)
Российские ЦБК не смогут конкурировать на равных с мировыми лидерами рынка до тех пор, пока не сделают рентабельной свою лесозаготовку. Только после этого они смогут покорять более инновационные сегменты

Частный капитал в российском целлюлозно-бумажном бизнесе работает почти пятнадцать лет. Можно подумать, что он уже поднаторел для схватки за мировое лидерство в целлюлозно-бумажной индустрии. Ведь у нас есть очевидные конкурентные преимущества в виде дешевого леса, дешевой энергии и рабочей силы. Несмотря на это мы по-прежнему экспортируем в основном сырье и полуфабрикаты (например, ту же целлюлозу), а российская продукция на мировом рынке как продавалась, так и продается с огромным дисконтом. Более того, выяснилось, что и на этой низкопередельной продукции в списках фаворитов нас нет. На что же уходят усилия наших ЦБК и почему до сих пор никто из их собственников не заявляет крупные инвестиционные проекты, в том числе по развитию глубоких переделов древесины?

На обочине мирового конкурентного процесса

Можно предположить, что развитие российских ЦБК тормозили бесконечные корпоративные конфликты. В ноябре прошлого года произошло знаковое событие: замирились долго враждовавшие крупнейшая лесопромышленная группа России "Илим Палп" и группа "Базовый элемент". Казалось, что вот-вот российские лесопромышленники заявят о чем-то грандиозном, например о масштабной модернизации своих заводов, или о строительстве новых мощностей по варке целлюлозы, или о возведении фабрики по производству гигиенических прокладок. Эти надежды не оправдались.

Конечно же, в соответствии с разработанной чиновниками Концепцией развития целлюлозно-бумажной промышленности до 2015 года планируется ежегодный рост объемов производства, в том числе товарной целлюлозы, на 3-5%, бумаги - на 5-6, картона - на 7-8%. Чиновничий оптимизм основан на некотором количестве имеющихся инвестиционных проектов. Например, Сегежский ЦБК затеял реконструкцию и обновление оборудования по всей технологической цепочке. "Монди Бизнес Пейпа Сыктывкарский ЛПК" подписал контракт с финской компанией Andritz Power на поставку в текущем году оборудования для реконструкции содорегенерационного котла. Комбинат "Светогорск" планирует завершить к лету реконструкцию бумагоделательной машины, существенно увеличив ее производительность. А "Илим Палп" приступает к реконструкции Братского ЛПК.

Несмотря на все эти замечательные усилия, сами бизнесмены признают, что проведенных мероприятий недостаточно. Необходим инвестиционный прорыв, однако он настолько затратен, что не позволит окупить сделанные вложения в разумные сроки. И именно поэтому с задачей хотя бы закрепить за собой с трудом завоеванную долю мирового целлюлозно-бумажного рынка россияне могут не справиться. Доля целлюлозы российского происхождения на рынках Европы и так составляет сегодня 1-2%, а доля российского тарного картона - 4-5%. В этих условиях российская лесобумажная индустрия не может задавать тон на рынке и вынуждена следовать за лидерами отрасли, продавая свою продукцию со значительными скидками. Наши компании производят целлюлозу в основном на оборудовании, которое использовалось европейскими конкурентами почти полвека назад. В итоге расход ресурсо

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (460) 4 апреля 2005
    Состояние содружества
    Содержание:
    После развода

    Постсоветские режимы некомфортны и нетехнологичны как для Запада, так и для России. Они обречены. Теперь основной вопрос, как и когда там произойдет смена власти

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Русский бизнес
    Культура
    Реклама