Не ту березу варим

Андрей Виньков
4 апреля 2005, 00:00

О том, почему российские производители целлюлозы вынуждены экспортировать свою продукцию по ценам намного ниже мировых, рассказывает директор по продажам и маркетингу Архангельского ЦБК Антон Лойтер.

- Правда ли, что мировые цены отличаются от ваших заводских на 150 долларов и больше на каждую продаваемую вами тонну целлюлозы?

- По правде говоря, да. Но мы торгуем не намного дешевле, чем наши конкуренты. Целлюлоза не котируется на бирже, ее цена определяется на основе индикативных показателей, в частности всемирно признанного индекса PPI, рассчитываемого американской компанией Paperloop по результатам прямого обзвона трейдеров, торгующих целлюлозой в различных частях мира. Так вот, если вы обратитесь к Paperloop, то вам официально дадут разъяснение, что цены, указываемые в PPI, не учитывают скидок и спецусловий. В среднем скидка с индикативной цены даже для скандинавских и североамериканских производителей составляет 8-12 процентов. В частности, эти скидки дают крупным покупателям. В России индикативные скидки доходили до 25 процентов. Для российских целлюлознобумажников есть еще скидка за российское качество. Она составляет до 50 долларов за тонну, в зависимости от конъюнктуры рынка.

- Эта скидка появляется из-за того, что в России при варке целлюлозы применяется устаревшая и экологически небезопасная хлорная отбелка?

- И из-за этого тоже. Но одним из определяющих факторов является состав древесины, из которой варится целлюлоза. Нам на комбинате приходится варить целлюлозу со значительным добавлением дешевой осины. Завод в свое время был построен под переработку низкокачественной древесины северо-западных регионов России, то есть осины и некоторых сортов березы. А экспорт высококачественной российской березы еще в советские времена был ориентирован на Финляндию, на которую работает пять скандинавских заводов. Так что российские ЦБК попали в нишу производителей дешевой целлюлозы исторически.

- Так нельзя ли сейчас перейти в более привлекательный сегмент?

- Не выгодно. Я ликвидирую скидку в 25 долларов с тонны за хорошее качество. При этом, перейдя на варку исключительно качественной березы, я потеряю больше за счет высокой себестоимости такой целлюлозы. Березовая древесина - одна из самых дорогих в России.

Существует много мелких факторов, сильно занижающих экспортную цену российской целлюлозы. Например, европейская целлюлоза производится с влажностью 10 процентов, а российский ГОСТ допускает влажность 20 процентов. Вроде бы мелочь, но в автоматизированном цехе по производству бумаги на Западе всякий раз приходится перенастраивать производcтва под наш сортамент целлюлозы. Это скидка к закупочной цене. Или вот другой пример. В Европе целлюлозу упаковывают в саму целлюлозу, в России - в картон. Картон надо удалить, и на это нужны лишние манипуляции рабочих, а рабочая сила в Европе - вещь дорогая. Отсюда дополнительная скидка. И таких мелочей много.

Потом нужно заплатить проценты трейдеру. Ведь нам приходится работать с теми, кто готов платить почти сразу, чтобы не попасть под закон о валютном регулировании. Товар продается большому количеству мелких покупателей, за что трейдер, обслуживая их, берет еще до пяти процентов скидки. Трейдер оплачивает продукцию сразу после отгрузки, а продает ее с отсрочкой платежа до 90 дней после поставки конечному потребителю в Европе. Стоимость финансирования обходится нам в два-три процента. Далее, на страхование контрактов уходит еще один процент от суммы сделки. И наконец, фрахт при поставке в порт покупателя составляет примерно 50 долларов.

- Получается, максимум, что может иметь Архангельский ЦБК, - это 427 долларов на каждой продаваемой тонне целлюлозы (см. таблицу). Почему же вы отвергаете услуги австрийского трейдера Wilfried Heinzel, через которого "Базовый элемент" предлагает вам торговать по цене от 400 долларов за тонну?

- Heinzel предлагает нам тех же покупателей, с которыми у нас уже существуют долгосрочные торговые соглашения, в том же ценовом диапазоне. Если они предложат нам новых потребителей на новых рынках и по более интересным ценам, тогда welcome to the club, как говорится. Сегодня текущие продажные цены Архангельского ЦБК - 400-415 долларов FOB Архангельск. Но не стоит забывать, что Wilfried Heinzel - конкурент Архангельского ЦБК, поскольку у него собственные мощности в Австрии, в Чехии, и сейчас они строят завод в Эстонии.