За и против

Экономика и финансы
Москва, 04.04.2005
«Эксперт» №13 (460)
Верен ли тезис Германа Грефа, что, вступая в ВТО, Россия должна поддерживать отечественного потребителя, а не производителя?

ЗА

Ксения Юдаева (старший экономист Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР))

В последнее время государство все больше идет на попятную по отношению к требованиям лоббистов от промышленности, выстраивая те или иные барьеры в торговле. Требование Германа Грефа поддержать потребителя я бы интерпретировала как требование вспомнить наконец об интересах потребителей и остановить атаку на них со стороны производителей. И в этой интерпретации я с этим согласна. Я считаю проводимую сейчас российским правительством внешнеторговую политику, особенно в том, что касается сельскохозяйственных товаров, неприемлемой. Под знаком того что Россия вступает в ВТО, правительство увлеклось обратным процессом - наращиванием барьеров для внешней торговли якобы с целью защиты возрождающихся отраслей, а на практике - просто под давлением лоббистов из этих отраслей.

Почему лоббисты требуют защиты от импорта? Основным аргументом является то, что они теряют свою долю на рынке. При этом никто не говорит, что в результате падает отечественное производство, снижаются цены на российскую продукцию и даже снижаются прибыли наших производителей. Единственный аргумент в пользу защиты - снижение доли продаж отечественных производителей в общем объеме продаж на рынке. И это интерпретируется как угроза со стороны импорта для этих производителей и как аргумент в пользу защиты зарождающихся отечественных отраслей. Подобные требования используют производители со всего мира, и поэтому экономисты разрабатывают методы, позволяющие определять, действительно ли существует такая угроза и исходит ли она именно от импорта.

Ущерб отечественным производителям может быть нанесен не только за счет того, что импорт становится более выгодным благодаря обменному курсу, росту издержек у отечественных производителей или росту спроса со стороны потребителей, связанному с ростом благосостояния. Рост спроса на товары разного качества при росте благосостояния происходит непропорциональным образом: спрос на дорогую качественную продукцию растет быстрее, чем на дешевую и некачественную. Отечественные производители просто хотят получить побольше выгод для себя от этого процесса и делают это прежде всего не за счет импортеров, а за счет потребителей. Поэтому я согласна с Грефом, что потребителей надо поддержать, защитить от стремящихся их "ограбить" наших производителей.

ПРОТИВ

Александр Шохин (председатель Координационного совета предпринимательских союзов России)

Смысл торговых переговоров вообще и переговоров о присоединении к ВТО в частности заключается в том, чтобы оптимизировать интересы национальных потребителей и национальных производителей. Смысл этих переговоров - система взаимных уступок, которые выражаются во взаимном допуске национальных экспортеров на внешние рынки в обмен на допуск иностранных компаний на внутренний рынок. Национальный потребитель заинтересован в высоком качестве и низких ценах, национальный производитель заинтересован в конкуренции национальных производителей р

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (460) 4 апреля 2005
    Состояние содружества
    Содержание:
    После развода

    Постсоветские режимы некомфортны и нетехнологичны как для Запада, так и для России. Они обречены. Теперь основной вопрос, как и когда там произойдет смена власти

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Русский бизнес
    Культура
    Реклама