"Бабочка" и смокинг для русского автопрома

Став публичной компанией, производитель внедорожников "Северсталь-Авто" сможет не только реализовать новые проекты, но и потянуть за собой "в свет" остальные российские автозаводы

На прошлой неделе российская автомобильная компания "Северсталь-Авто" объявила о том, что, возможно, уже в апреле разместит 30% своих акций на российском фондовом рынке. В "Северсталь-Авто" входят всем известный производитель внедорожников Ульяновский автозавод (УАЗ) и Заволжский моторостроительный завод (ЗМЗ). Новость не стала сенсацией: компания в последнее время перешла на международные стандарты отчетности, наняла западную аудиторскую компанию и независимых директоров, а в прошлом году раскрыла информацию о своих конечных бенефициарах (практически единолично компанией владеет Алексей Мордашов). Стоит отметить, что до сих пор бизнес практически всех машиностроительных компаний был непрозрачным, а их акции - во многих случаях еще и недоступными для портфельных инвесторов. Опыт "Северстали-Авто" может привнести в наш автопром более высокий уровень стандартов корпоративного управления.

Рынок ждет

Холдинг "Северсталь-Авто" был создан в 2001 году. Входящие в компанию предприятия долгое время были не в самом лучшем состоянии: на ЗМЗ постоянно падала рентабельность, а УАЗ и вовсе был убыточным. Пришедшим в этот бизнес менеджерам "Северстали" пришлось заняться в первую очередь антикризисным управлением. Поначалу была оптимизирована структура управления, изжит бартер, предприятия отказались от услуг посредников, были организованы тендеры на поставки комплектующих, пересмотрены отношения с дистрибуторами. Особенно преуспел в процессе реструктуризации ЗМЗ, который внедрил современную производственную систему just-in-time и пересмотрел отношения с основным потребителем своей продукции - Горьковским автозаводом, обеспечив себе тем самым работу с приличной рентабельностью.

Затем за рамки холдинга были выведены непрофильные активы. Назначенный руководителем обеих компаний Виктор Клочай выработал четкое направление работы для каждого из заводов, входящих в "Северсталь-Авто". Перед УАЗом была поставлена задача укрепить позиции в нише недорогих внедорожников и обновить модельный ряд, конечной целью реструктуризации должно стать его превращение в автосборочное предприятие западного образца. ЗМЗ же должен был сохранить позиции главного поставщика двигателей для ГАЗа, а также для ульяновских моделей и автобусов ПАЗ, разработать и начать выпуск более современных двигателей стандарта "Евро-2" и "Евро-3". Эти направления развиваются успешно, но процесс пока не завершен. Автохолдинг существенно увеличил экспортные поставки, вывел на рынок новую модель UAZ-Hunter, а на УАЗе за 20 млн евро был построен едва ли не лучший в отрасли покрасочный цех.

Специалисты инвестиционного рынка едины во мнении, что IPO "Северстали-Авто" будет успешным. По мнению аналитика "Ренессанс Капитала" Виктора Цховребова и эксперта компании "Брокеркредитсервис" Вячеслава Жабина, "Северсталь-Авто" привлекает инвесторов прозрачностью, хорошим менеджментом и четкой программой развития. Интерес подкрепляется финансовыми успехами автохолдинга: за прошлый год его выручка выросла на 19%, а прибыль - в полтора раза (см. таблицу). А по рентабельности "Северсталь-Авто" вышла на уровень лучших зарубежных предприятий отрасли, обогнав все прочие российские автозаводы.

Другим наука

Зачем владельцу высокодоходной компании делиться своими акциями, если дела вроде бы и так идут успешно? Улучшение финансовых показателей досталось "Северстали-Авто" нелегко. В то время как все крупные российские автохолдинги в прошлом году смогли серьезно нарастить выпуск продукции, число сошедших с конвейера УАЗа автомобилей уменьшилось на 10,8%, а выпущенных ЗМЗ двигателей - на 4,6%.

Первое, что приходит в голову: компании нужны деньги на развитие и новые проекты. И действительно, у "Северстали-Авто" их хоть отбавляй: уже есть договоренность с корейской компанией SsangYong об организации сборки внедорожников Rexton, есть идея организации производства дизелей и качественных автозапчастей вместе с западными партнерами, только что создано производство по выпуску коммунальных машин. По мнению аналитика инвесткомпании "Атон" Александра Агибалова, именно новые проекты являются ключевыми для развития отечественных автохолдингов и будут определять их благополучие в будущем. Похожего мнения придерживается Виктор Цховребов, который отмечает, что рост объемов продаж "Северстали-Авто" в основном будет связан с новой линейкой продуктов, а вот зависимость от одного потребителя для того же ЗМЗ пока является ключевым риском.

"Северсталь-Авто", выходя на рынки капитала, пока на несколько шагов опережает другие российские автомобильные компании, хотя те предпринимают некоторые шаги по повышению открытости и прозрачности своего бизнеса. Похоже, отечественные бизнесмены постепенно начинают осознавать, что для развития промышленных активов необходимы серьезная реструктуризация многопрофильного бизнеса, ориентация его на конечного потребителя и придание ему максимальной прозрачности. Лишь это способно по-настоящему привлечь инвесторов (портфельных, стратегических или институциональных) и дать нашим заводам все те преимущества, которыми уже десятилетия пользуются их западные "коллеги". Александр Агибалов и Виктор Цховребов указывают, что "Северстали-Авто" как публичной компании будет легче привлечь западных партнеров, необходимых для реализации проектов по производству дизелей и автозапчастей, расширятся и удешевятся возможности привлечения средств в этот весьма капиталоемкий бизнес. К тому же основному владельцу автохолдинга теперь будет куда проще понять, насколько инвесторы и аналитики верят в будущее компании и в выбранную ее руководством стратегию развития. Так что, по большому счету, для "Северстали-Авто" и ее владельцев IPO - это продолжение реструктуризации, еще один шаг на пути от завода советского типа к современной западной компании. А успех компании на этом пути неминуемо потянет за собой и остальных, пока отстающих автопроизводителей.

В подготовке статьи принимал участие Андрей Виньков