"Бабочка" и смокинг для русского автопрома

Русский бизнес
Москва, 04.04.2005
Став публичной компанией, производитель внедорожников "Северсталь-Авто" сможет не только реализовать новые проекты, но и потянуть за собой "в свет" остальные российские автозаводы

На прошлой неделе российская автомобильная компания "Северсталь-Авто" объявила о том, что, возможно, уже в апреле разместит 30% своих акций на российском фондовом рынке. В "Северсталь-Авто" входят всем известный производитель внедорожников Ульяновский автозавод (УАЗ) и Заволжский моторостроительный завод (ЗМЗ). Новость не стала сенсацией: компания в последнее время перешла на международные стандарты отчетности, наняла западную аудиторскую компанию и независимых директоров, а в прошлом году раскрыла информацию о своих конечных бенефициарах (практически единолично компанией владеет Алексей Мордашов). Стоит отметить, что до сих пор бизнес практически всех машиностроительных компаний был непрозрачным, а их акции - во многих случаях еще и недоступными для портфельных инвесторов. Опыт "Северстали-Авто" может привнести в наш автопром более высокий уровень стандартов корпоративного управления.

Рынок ждет

Холдинг "Северсталь-Авто" был создан в 2001 году. Входящие в компанию предприятия долгое время были не в самом лучшем состоянии: на ЗМЗ постоянно падала рентабельность, а УАЗ и вовсе был убыточным. Пришедшим в этот бизнес менеджерам "Северстали" пришлось заняться в первую очередь антикризисным управлением. Поначалу была оптимизирована структура управления, изжит бартер, предприятия отказались от услуг посредников, были организованы тендеры на поставки комплектующих, пересмотрены отношения с дистрибуторами. Особенно преуспел в процессе реструктуризации ЗМЗ, который внедрил современную производственную систему just-in-time и пересмотрел отношения с основным потребителем своей продукции - Горьковским автозаводом, обеспечив себе тем самым работу с приличной рентабельностью.

Затем за рамки холдинга были выведены непрофильные активы. Назначенный руководителем обеих компаний Виктор Клочай выработал четкое направление работы для каждого из заводов, входящих в "Северсталь-Авто". Перед УАЗом была поставлена задача укрепить позиции в нише недорогих внедорожников и обновить модельный ряд, конечной целью реструктуризации должно стать его превращение в автосборочное предприятие западного образца. ЗМЗ же должен был сохранить позиции главного поставщика двигателей для ГАЗа, а также для ульяновских моделей и автобусов ПАЗ, разработать и начать выпуск более современных двигателей стандарта "Евро-2" и "Евро-3". Эти направления развиваются успешно, но процесс пока не завершен. Автохолдинг существенно увеличил экспортные поставки, вывел на рынок новую модель UAZ-Hunter, а на УАЗе за 20 млн евро был построен едва ли не лучший в отрасли покрасочный цех.

Специалисты инвестиционного рынка едины во мнении, что IPO "Северстали-Авто" будет успешным. По мнению аналитика "Ренессанс Капитала" Виктора Цховребова и эксперта компании "Брокеркредитсервис" Вячеслава Жабина, "Северсталь-Авто" привлекает инвесторов прозрачностью, хорошим менеджментом и четкой программой развития. Интерес подкрепляется финансовыми успехами автохолдинга: за прошлый год его выручка выросла на 19%, а прибыль - в пол

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (460) 4 апреля 2005
    Состояние содружества
    Содержание:
    После развода

    Постсоветские режимы некомфортны и нетехнологичны как для Запада, так и для России. Они обречены. Теперь основной вопрос, как и когда там произойдет смена власти

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Русский бизнес
    Культура
    Реклама