После развода

Тема недели
Москва, 04.04.2005
Постсоветские режимы некомфортны и нетехнологичны как для Запада, так и для России. Они обречены. Теперь основной вопрос, как и когда там произойдет смена власти

Формулу "СНГ создан для цивилизованного развода" придумал не Путин, она часто звучала в 1992 году. Однако с тех пор на официальном уровне ее старались не использовать. Страны СНГ воспринимались как "канонические территории" российского влияния. При этом и западные, и исламские страны активно действовали на постсоветском пространстве, закрепляя там свои интересы, но право России контролировать местную власть и разрешать конфликты никто особенно не оспаривал.

В этих условиях российская политика по отношению к странам СНГ сводилась к попыткам сохранить этот контроль. А главным рычагом этого контроля была ориентация на сохранение постсоветских властных элит. Некоторое время такая позиция России находила понимание на Западе.

Однако в начале 2000-х ситуация изменилась. Запад перешел условную границу канонических территорий и начал менять властные элиты постсоветских государств, не особо интересуясь мнением России. В ответ Россия еще больше ужесточила свою позицию и противопоставила революционной волне концепцию нового "священного союза".

Как известно, эта концепция потерпела поражение на Украине и тогда же потеряла всякий смысл. Зафиксировав этот факт, большинство экспертов сошлось на том, что противостояние на постсоветском пространстве теперь еще больше обострится. У Запада, осуществившего успешную смену элит в Грузии и на Украине, вроде бы нет никаких причин останавливаться. России же противопоставить этой экспансии почти нечего.

Однако последнее заявление кое-что меняет. Фактически Путин признал, что постсоветские режимы изжили себя, что они не комфортны и не технологичны ни для Запада, ни для России, ни для населения соответствующих стран. Поняв это, Россия развязывает себе руки и становится свободным игроком, у которого нет вечных врагов и вечных друзей, а есть интересы.

Впрочем, похоже, что не только Россия поменяла свой взгляд на СНГ. Во многом изменилась и американская позиция. Сегодня Америке уже невыгодно формировать кольцо нестабильности и конфликтов вокруг России - слишком высоки издержки не только "упразднения России", но даже окончательного удаления ее с постсоветского пространства.

Америка, разумеется, остается ключевым игроком и по-прежнему настроена активно участвовать в сменах тяжеловесных и нетехнологичных режимов постсоветских стран. Для Америки, безусловно, важен контроль над ситуацией в регионе, причем главным инструментом этого контроля в Вашингтоне считают не "своих сукиных детей", а демократические режимы - они лучше управляемы и лучше настраиваемы. Для России такие режимы тоже вполне годятся. К тому же большинство постсоветских режимов для России являются проблемой едва ли не меньшей, чем для США.

Впрочем, говоря о позиции США, важно понимать, что для нее важна еще и презентация этих режимов внутри страны. А потому демократия для них не только технологично наиболее приемлемый вид власти, но и единственный подходящий для презентации в американских СМИ. Потому наследственная или клановая передача власти, при всей возможной техн

У партнеров

    «Эксперт»
    №13 (460) 4 апреля 2005
    Состояние содружества
    Содержание:
    После развода

    Постсоветские режимы некомфортны и нетехнологичны как для Запада, так и для России. Они обречены. Теперь основной вопрос, как и когда там произойдет смена власти

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Русский бизнес
    Культура
    Реклама