Невыгодные акции

11 апреля 2005, 00:00

Компания "Арбат Престиж" пошла на беспрецедентный для российского потребительского рынка шаг - начала бесплатно раздавать акции своим покупателям. С апреля каждый посетитель "Арбат Престижа", имеющий VIP-карту (то есть карту с суммой накоплений не менее 377 долларов), может получить акцию известного ритейлера. В итоге лояльным клиентам достанется примерно два с половиной процента бумаг - это будут акции из пакета Владимира Некрасова, генерального директора и основного владельца (ему принадлежат 60% акций, остальные находятся в ведении инвестиционной компании "Тройка Диалог"). Руководство "Арбат Престижа" говорит, что будет ежегодно выплачивать своим новым акционерам 10 процентов от прибыли. "Это хорошее предложение, учитывая ежегодный стопроцентный прирост оборота нашей компании", - говорит г-н Некрасов.

Резонный вопрос: зачем Некрасов пошел на бесплатную раздачу акций? По мнению аналитиков, руководство "Арбат Престижа" рассчитывает прежде всего на колоссальный промоушн-эффект своей компании. "Арбат Престиж" уже давно пытался разнообразить свои промо-акции, в частности, начал издавать корпоративные журналы, которые бесплатно раздаются в магазинах сети. Дважды перед новогодними праздниками ритейлер запускал эпатажную рекламную кампанию с полуголыми стриптизерами в шапочках Санта-Клауса (ФАС признала ее неэтичной и вынесла по этому поводу предупреждение "Арбат Престижу"). Но даже такими мерами удержать клиента сегодня не так-то просто, ведь у всех косметических ритейлеров одинаковый ассортимент. Как отмечает Анна Дычева-Смирнова, вице-президент экспомедиагруппы "Старая крепость", "система скидок и бонусов уже не работает: сегодня почти у всех покупательниц косметики есть несколько карточек - 'Л'Этуаль', 'Риволи', Rive Goche и другие. Бесплатная раздача акций - сильный ход для удержания клиента, поскольку очевидно, что, рассчитывая на дивиденты, новые акционеры будут еще чаще совершать покупки в 'Арбат Престиже'".

Однако некоторые аналитики сомневаются в результативности акции Некрасова. Эффект бесплатной раздачи акций, по словам управляющего директора ФПМ "Ренова-капитал" Олега Царькова, "просчитать невозможно. Даже если продажи возрастут, совершенно непонятно: то ли VIP-клиенты покупают потому, что и раньше они были лояльны именно этой сети, то ли потому, что стали акционерами. Едва ли от этой кампании будет какая-то выгода".