На прошлой неделе на съезде Ассоциации российских банков (АРБ) была представлена Стратегия повышения конкурентоспособности банковской системы России. Этот документ, по идее, должен был стать альтернативой Стратегии развития банковской системы, подготовленной Центробанком и Минфином, проект которой уже больше года пылился где-то в кабинетах правительственных чиновников.
Однако победы предпринимательской инициативы над неповоротливостью бюрократов не получилось: буквально за пару часов до представления широкой общественности Стратегии повышения конкурентоспособности правительством была утверждена официальная Стратегия развития банковской системы. Теперь у российского банковского сектора есть сразу два среднесрочных плана развития, один амбициозней другого. Так, по расчетам Центробанка и правительства, к 2010 году активы банков должны вырасти до 56-60% от ВВП (с 42% на начало 2004 года), капитал к ВВП - до 7-8% (с 6%), кредиты нефинансовому сектору - до 26-28% (по сравнению с 18%). Деятели АРБ в своих мечтаниях еще смелее: к 2009 году активы должны вырасти до 80%, капитал - до 10%, кредиты - до 30% от ВВП.
Петиция, а не стратегия
О том, за счет каких решений в стратегии Центробанка предполагается достичь столь впечатляющих успехов, мы писали около года назад. Документ, подготовленный АРБ, вызывает еще больше вопросов: в стратегии АРБ не только нет и намека на более или менее содержательный анализ текущей ситуации, но и никак не обозначены приоритетные направления развития банковского сектора. На более чем сорока страницах машинописного текста изложена не одна, не две, не три, а восемь "первоочередных" задач, стоящих перед банковской системой. Причем все они уже неоднократно озвучивались и обсуждались: увеличение долгосрочной ресурсной базы банков, повышение их капитализации, развитие системы рефинансирования, повышение защиты прав кредиторов, развитие кредитования малого бизнеса etc. Похоже, авторы очень боялись проявить недостаточную осведомленность и поэтому написали сразу обо всем. Результат такого блеска эрудиции оказался вполне закономерным. "Заметное число идей носит аморфный характер, их нельзя анализировать при таких нечетких формулировках, - заявил в своем выступлении на съезде АРБ генеральный директор Агентства по страхованию вкладов Александр Турбанов. - Многие положения стратегии содержательно не раскрыты".
Практически все обозначенные в Стратегии повышения конкурентоспособности банковского сектора проблемы деятели АРБ предлагают решать одним-единственным способом: государство (в лице правительства, Центробанка, Госдумы, налоговых органов) должно уделить пристальное внимание развитию рынка госдолга, поддерживать рынок межбанковских кредитов, внести изменение в законодательство и пр. Причем активность государства ожидается не только там, где она действительно необходима, но и там, где, казалось бы, без таковой можно и обойтись. "Огорчает то, что в стратегии присутствует дух иждивенчества, - заявил Александр Турбанов. - Многие предложения касаются требований к государству совершить определенные действия, в частности - дать больше денег. Участие государства в развитии банковской системы, конечно, необходимо, но надо же взвешенно оценить его долю".
Неудивительно, что практическая реализация положений этой стратегии вызывает у специалистов большие сомнения. Так, по оценке председателя совета директоров банка Антона Данилова-Данильяна, в документе содержится множество пунктов, по содержанию которых у Центробанка и других регулирующих органов неизбежно возникнут возражения. Это, в частности, относится к предложению об отказе от валютной либерализации - авторы стратегии считают, что в результате этой либерализации "национальная экономическая и денежно-кредитная политика станет крайне подверженной влиянию извне, лишится важных инструментов защиты от неблагоприятных внешнеэкономических процессов", а это угрожает национальной экономической безопасности страны. Столь апокалиптические прогнозы, провозглашаемые от имени "самого влиятельного объединения российских банкиров", вызвали незамедлительную отповедь банковских властей. "Риски валютной либерализации сильно преувеличены, - категорично заявил председатель Банка России Сергей Игнатьев. - Я не готов согласиться с предложением о ее приостановке".
Да и многие другие предложения стратегии представляются, мягко говоря, малореалистичными. Так, АРБ предлагает разрешить банкам управлять деньгами паевых и пенсионных фондов - трудно представить себе аргументы, которые заставят Центробанк согласиться на эту новацию.
Как поднять капитал
Впрочем, обсуждение документа АРБ не было главным событием на съезде ассоциации. Гораздо большую заинтересованность банкиров и представителей регулирующих органов вызвала проблема низкой капитализации российской банковской системы. Так, по оценкам заместителя председателя правления Газпромбанка Александра Соболя, уровень капитализации по отношению к ВВП сегодня не растет и составляет около 6% - мы отстаем более чем в два раза от Германии, в три - от Франции и в шесть - от Великобритании.
Капитализация прибыли, которая в последнее время была основным источником увеличения капитала, больше таковым считаться не может, в том числе и из-за невысокой прибыльности банковского бизнеса.
Взносы акционеров - второй основной источник повышения капитализации российских банков - тоже не растут: частные банки, входящие в интегрированные бизнес-группы, сегодня перестали быть главным объектом внимания со стороны акционеров, а иностранных инвесторов интересуют лишь банки, специализирующиеся на потребительском кредитовании.
Первый заместитель председателя Центробанка Андрей Козлов видит единственный путь решения банковских проблем: необходимо увеличить доходность на капитал с нынешних 20% до 40-60. Добиться этого можно, например, за счет снижения вмененных издержек, и здесь Центробанк готов пойти навстречу банкам, сокращая обязательную отчетность.
Впрочем, и представители Центробанка не ограничились обещаниями поддержки. Сергей Игнатьев, в частности, отметил, что, по данным Госкомстата, у нескольких десятков банков средняя зарплата сотрудников не превышает 4 тыс. рублей в месяц, причем большинство этих банков - московские. "Боюсь, что кто-то экономит на налогах", - многозначительно заявил глава Центробанка. Впрочем, вслух о "деле ЮКОСа" никто не упоминал.