Критерий силы

Юлия Гончарова
18 апреля 2005, 00:00

В Челябинской области считают, что конкурентоспособность региона базируется на благоприятной среде для развития бизнеса

"Бизнес - не менее рисковое дело, чем работа во власти, поверьте. Я сам пришел на работу в администрацию из бизнеса и знаю, что это такое, - заявил первый вице-губернатор Челябинской области Владимир Дятлов, когда мы обсуждали с ним вышедшую накануне в 'Эксперте' статью о молодом бизнесмене, который стал мэром города Березовского Свердловской области. - Интересен управленческий проект и возможность самореализации в нем, особенно для уже состоявшихся менеджеров".

- Но зачем предпринимателям ввязываться в такое рисковое предприятие?

- Всех денег не заработать. И менеджеры ставят перед собой новые, более сложные и интересные задачи - например, руководство городом, регионом. Причем базовые принципы управления крупным предприятием и территорией во многом похожи. И несомненно, интересно выстроить систему управления лучше, чем другие. Подходы предпринимателей существенно отличаются от чиновничьих и имеют свои преимущества, например в более эффективном, рациональном использовании средств бюджета. Здесь больше понимания, что деньги не падают с неба, не поступают от каких-то абстрактных налогоплательщиков. Поступление денег зависит в том числе и от работы власти, которая либо создает условия для развития экономики, бизнеса, либо мешает этому развитию.

И еще. У населения до сих пор остаются два существенных страха, влияющих на голосование на выборах и вообще на жизнь. Первый - что придет бизнесмен и будет лоббировать интересы своей компании. Второй - что придет нищий и голодный и будет воровать. Скажу только, что нельзя всех мерить одними мерками. И потом, гарантий нет никаких ни в том, ни в другом случае. Но если человек работает на свой управленческий, политический имидж, он не заинтересован в воровстве, ведь одно противоречит другому. Обратите внимание, уже стало нормой: когда управленец приходит на предприятие, все понимают, что он идет туда не воровать, а зарабатывать деньги и повышать стоимость своей рабочей силы. Я считаю, что этот же процесс идет сейчас и в органах власти.

- За полгода в регионе в большей части муниципальных образований прошли выборы. На смену главам старой формации пришли молодые предприниматели. Неужели у региональной власти не было соблазна повлиять на это в отношении муниципалитетов? Ведь не все из них лояльны к региональной администрации.

- Любой человек из сферы государственного управления рассуждает следующим образом: я-то все делаю правильно, а те, кто ниже, могут и не уметь, поэтому я должен влиять на них и управлять ими. Это в подкорке сидит... Избавляться нужно от этого. Мне кажется, что региональной власти Челябинской области это удается. Скажем, на выборах мэра Челябинска региональная власть вела себя очень достойно. Она не самоустранилась, но в то же время не поддерживала ни одного кандидата, не влияла административным ресурсом.

- Возможно, это связано с противостоянием между губернатором области Петром Суминым и экс-мэром Челябинска Вячеславом Тарасовым...

- Да не было никакого противостояния. Просто не всегда совпадали позиции по тем или иным вопросам, подходы. У старой городской власти подход был такой: придем к губернатору и попросим. А откуда берутся деньги, не интересует. Именно поэтому зачастую город не соотносил свои расходы с возможностями. Но если город тратит, а эффективности все нет, значит, те, кто управляет и расходует средства, - люди некомпетентные и не в состоянии эффективно потратить эти деньги. Я думаю так.

Для того чтобы привлекать деньги на свою территорию (будь то федерация, регион, город или район), ты должен обязательно вложить свои деньги, иначе никто тебе не поверит, что в эту территорию можно вкладывать. Иначе это будет говорить о том, что ты профессиональный нищий, что ты умеешь хорошо просить. А когда ты заработал, свое вложил, тогда можно говорить о своеобразной премии - софинансировании из регионального бюджета.

И потом непонятно, почему такой ажиотаж возник вокруг выборов мэра Челябинска. По новому уставу глава города - по сути дела председатель городского собрания. А сити-менеджер - человек, который будет непосредственно тратить деньги, он будет неподотчетен не главе города, а городскому собранию.

По всей видимости, это недопонимание сложилось из-за того, что люди воспринимают должность главы города в том виде, в котором она существовала раньше. А того, что произошли изменения в уставе, никто не захотел осмыслить и понять. И понять, что меняются правила игры.

И кстати, одна из проблем развития муниципальных образований - отсутствие правил игры. Но ведь и региональная власть также зависима от федерального центра. К примеру, мы каждый год проводим анализ по итогам социально-экономического развития города и района. Мы видим, что доходы предыдущего года от доходов текущего могут отличаться в разы. И на это влияют не только объективные факторы (уровень цен на продукцию цветной металлургии повысился, рентабельность предприятий выросла - и за счет этого выросли налоги и зарплата), но и то, какие конкретные меры приняты, например по развитию жилищного строительства, для развития малого бизнеса.

Вот, к примеру, мэр того же Березовского говорит, что за счет развития малого бизнеса можно в разы увеличить налоги. И он понимает, что нужно для этого сделать. А ведь зачастую чиновники не понимают экономической сути своих решений. Принимают решения так: кому-то дам, кому-то условия лучше предоставлю... Но ведь понятно, что это делается для собственной выгоды и кармана! Вот у нас был такой пример. Мы выяснили, что цена аренды сдающихся муниципальных площадей чуть ли не в два раза ниже, чем сложившаяся цена на рынке. Зачем? И бюджет недополучит часть доходов, и демпингом можно навредить риэлтерским компаниям, которые работают на этом рынке.

Причем объясняется такое снижение цен тем, что компания занимается каким-нибудь социально значимым делом. Это неправильно. На мой взгляд, лучше сдать площади в аренду по нормальной рыночной цене, чтобы не создавать скрытого субсидирования, а доплачивать людям, у которых не хватает доходов, чтобы они могли получать эту услугу. Это будет честнее, понятнее, прозрачнее. Вообще, я считаю, прозрачность и эффективность - основные критерии работы власти на территории.

- С какими проблемами конкурентоспособности региона вам приходится сталкиваться?

- Производственные мощности области либо максимально загружены, либо выбыли из реального экономического оборота. И понятно, чтобы изменить эту ситуацию, необходимо привлекать инвестиции. Для этого нужно четко понимать, что именно требуется инвесторам. Первый критерий - близость к рынкам. Второй - инфраструктура. Третий - квалификация рабочей силы. В России есть чуть больше десятка субъектов федерации - лидеров. И мы в этом списке. Но, согласитесь, этого мало, надо развиваться. Наша задача в том, чтобы бизнес был заинтересован работать именно в Челябинской области. А рецептов немало. Если говорить об экономических критериях, то понятно, что надо конкурировать по цене электроэнергии, транспортной доступности, стоимости и квалификации трудовых ресурсов. Но есть важные, определяющие критерии, которые напрямую не посчитаешь. Насколько безопасно чувствует себя приехавший инвестор, управленец? Устраивает ли его экологическая обстановка, уровень образования наших специалистов? Нам нужно, чтобы инвестор воспринимал Челябинск и регион как территорию, где ему хочется жить. По состоянию параметров качества жизни мы понимаем, правильно ли действуем, куда и как идти дальше.

Должно пройти немало времени, чтобы все, и жители области, поняли: инвестор - не тот человек, который так здорово живет, что не знает, куда девать деньги. Благодаря тому что он вкладывает средства в экономику региона, мы выплачиваем зарплаты бюджетникам, строим дома, дороги и так далее. Но от имени администрации могу сказать, здесь к нему будут внимательны.

Проблем на самом деле много, как объективного свойства, так и субъективного. К объективным факторам я бы отнес некоторый перекос в экономике региона: она традиционно утяжелена металлургией. Из-за этого мы сильно зависим от конъюнктуры на внешних и внутренних рынках. И если на рынках за последние годы все складывалось отлично и динамика развития области в целом отражала эти тенденции, то мы понимаем, что если конъюнктура изменится, то в регионе могут возникнуть серьезные экономические проблемы. Это объективный фактор. Но его можно изменить, и мы все для этого делаем. Мы подвели итоги за прошлый год и ощутили, что непромышленный сектор экономики начинает занимать все больше и больше места - за счет развития связи, торговли, общественного питания. В статистике они не отражаются в полном объеме, но в жизни мы видим, как становится больше новых магазинов, кафе. У нас сотовых телефонов продается больше, чем численность населения региона. Это говорит о том, что за счет металлургии другие сектора экономики получили бурное развитие. И хорошо, что такая тенденция есть - это позволит нам с течением времени сбалансировать ситуацию в экономике. Другая положительная тенденция, которая связана с этим - развитие малого бизнеса. За счет базовых отраслей - металлургии и машиностроения, появилось много обслуживающих их предприятий малого бизнеса. У нас каждый третий работающий южноуралец занят в малом бизнесе. Это сильный стабилизирующий фактор, которого раньше не было. И сегодня в валовом региональном продукте семнадцать процентов - это доля малого бизнеса, причем того, с которого платятся налоги.

- Однако, как бы региональные власти ни хотели, вряд ли удастся коренным образом изменить ситуацию: металлургическая отрасль останется определяющей в экономике региона.

- На ближайшие десятилетия - несомненно. Тем не менее необходимо дать старт и поддержать развитие новых отраслей.

К примеру, в ОПК у нас ситуация неоднозначная: большинство предприятий работают как ФГУПы, со всеми недостатками, которые присущи этому типу собственности. Из тех, кто стабильно работает, я могу назвать "Маяк", Миасский машиностроительный завод. Последний сумел часть производства переориентировать на мирные рельсы - он выпускает мини-нефтеперерабатывающие заводы, линии по производству кондитерских изделий, стекловолокно. Большая же часть предприятий либо банкроты, либо в предбанкротном состоянии, либо очень и очень слабо работают. Из-за недостатков в финансировании, из-за отсутствия оборонного заказа, в силу своей неумной политики в отношении кадров. И на региональном уровне мы не можем решить эти проблемы, это не в нашей компетенции. Но с другой стороны, они выступают по отношению к инновационным предприятиям как доноры кадрового обеспечения. Очень многие высококлассные специалисты ушли с этих ФГУПов и основали собственный бизнес, либо примкнули к каким-то другим предприятиям малого бизнеса, либо на арендованных площадях основали выпуск инновационной продукции. В связи с этим отмечу, что ОПК дал хороший старт новым предприятиям, работающим в инновационном направлении. Кстати, до конца этого года в области будет принят областной закон о поддержке инноваций.

Весь мир сегодня живет за счет инновационной сферы. И если мы не пойдем в этом направлении, то безнадежно отстанем.

- А вам не кажется, что мы уже безнадежно отстали? На десятилетия. И вряд ли сможем нагнать.

- Вы знаете, я был в Японии на одном родственном предприятии - "Нарито", которое до войны делало фарфоровую посуду. Они и сейчас продолжают ее делать. Но в годы войны правительство Японии им сказало: нужно выпускать абразивный инструмент (профиль предприятия позволяет его выпускать). Так вот, они начали производить полировальные и шлифовальные круги. А сейчас они начали делать плазменные экраны телевизоров. Понятен смысл, да? Важно правильно поставить перед собой задачу... а потом правильно эту задачу выполнить. А можно говорить, что у нас все плохо.

Вы вспомните: где были наши металлурги еще несколько лет назад? Они ведь тоже отставали на десятки лет от западных конкурентов. Они сумели за эти сложные для отрасли годы выжить, они научились привлекать инвестиции и с помощью чужих денег осваивать масштабные проекты.

В инновационном направлении мы для себя определили приоритеты: это станкостроение (машиностроение) и строительная индустрия. В машиностроении мы отстали, что там говорить... Поэтому мы вычленили наиболее дисперсные направления, на которых могут специализироваться определенные группы предприятий. Например, одним из направлений может быть заготовительное производство с минимальными расходными элементами по металлу, по электроэнергии, другим - инструментальное, приборное обеспечение. То есть мы берем и как лапшу нарезаем проблемы в машиностроении, создавая рабочие творческие группы, которые объединят специалистов из науки и практиков. Создаем по каждому из этих направлений технопарки, которые целевым образом поддерживаем. Еще одно направление - стройиндустрия. Перед нами сегодня стоит большая задача - развитие жилищного строительства. И мы намерены помогать предпринимателям развивать все необходимое для строительной отрасли. Ведь ячейка экономики - все же не регион, а конкретный бизнес. И предприниматели сами должны выстраивать цепочки производства и сбыта. Задача власти - создать условия для привлечения бизнеса, помогать тем, кто развивается, поддерживать сильных. Мы считаем, что на вооружение должна быть принята стратегия развития точек роста. Не надо размазывать ресурсы тонким слоем, чтобы все жили плохо. Надо дать хоть кому-нибудь стартовать и прорваться. И именно там возрастут скорости экономических процессов.

Совместный проект журнала "Эксперт" и администрации Челябинской области