Законодательный тормоз

Спецвыпуск
Москва, 18.04.2005
Ежегодное утроение объема рынка факторинга может продлиться еще несколько лет, если будет наведен порядок в законодательстве и регулировании этой деятельности

Хотя на своих интернет-сайтах факторинг анонсируют 70 банков, реальными участниками рынка факторинга в России являются не более 30 компаний и банков, предлагающих факторинговые услуги (21 из них приняли участие в нашем исследовании). При более близком общении с остальными выясняется, что они заявляют эту услугу "для полноты продуктовой линейки" и в большинстве случаев скорее "готовы предоставить эту услугу, если в этом будет нуждаться клиент", нежели на самом деле занимаются факторингом. Впрочем, 30 действующих факторов - число по европейским меркам значительное. В среднем в государствах ЕС на одном страновом рынке работает порядка десяти факторинговых компаний.

Быстро стать заметным игроком на рынке факторинга для новой компании нелегко. Ведь для того чтобы запустить факторинговый бизнес, по мнению опрошенных нами специалистов рынка, требуется не менее года-двух. Это подтверждается и данными нашего исследования. В 2004 году доля новичков на рынке была незначительна. Большую часть сделок заключили факторы, начавшие свою деятельность в 2003 году и ранее (см. график 1). Конечно, говорить о завершении формирования рынка пока не приходится, появление новых игроков может сильно изменить расстановку сил. Однако в ближайшие год-два основной рост будет происходить за счет увеличения объемов бизнеса игроков, уже присутствующих на рынке.

Факторинговый рынок высококонцентрирован: 20% факторов принимают на обслуживание более 80% денежных требований (см. график 2). Доля лидера, НФК "Уралсиб-НИКойл", по нашим оценкам, составляет 36% (см. график 3). В результате усиления конкуренции на рынке доля этой компании за 2002-2004 годы сократилась почти на 40 процентных пунктов. Как ни странно, обострению конкурентной борьбы рынок обязан как раз НФК "Уралсиб-НИКойл". Пример этой компании, в течение долгого времени являющейся крупнейшим российским фактором, заставил обратить внимание на факторинг и других игроков. "Мы были первой компанией, которая начала заниматься факторингом после кризиса, - говорит Михаил Трейвиш, председатель правления Национальной факторинговой компании 'Уралсиб-НИКойл', президент Восточно-Европейской факторинговой ассоциации, - потом мы стали первыми, кто начал заниматься экспортным факторингом, потом импортным факторингом, потом факторингом без регресса, потом электронным факторингом. Первыми пошли в регионы, первыми вышли за пределы Российской Федерации". НФК "Уралсиб-НИКойл" и дальше собирается сохранять роль локомотива российского рынка факторинга.

Занявший второе место в рейтинге банк "Петрокоммерц" существенно увеличил объем своего факторингового бизнеса в 2004 году. Быстрый рост факторингового портфеля "Петрокоммерца" происходит в рамках стратегии банка, направленной на диверсификацию его бизнеса и развитие в качестве "финансового супермаркета". "Петрокоммерц" является одним из лидеров по целому ряду прогрессивных финансовых продуктов: помимо факторинга это лизинг, общие фонды банковского управления, кредитование малого бизнеса.

Рейтинг де

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (462) 18 апреля 2005
    Студенческие протесты
    Содержание:
    Халявы не будет

    Реформирование образования попало в зону активной политической борьбы и нешуточной битвы разных игроков за передел ресурсов. Произойдет ли откат реформы назад?

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Реклама