Амитаи Этциони - один из живых классиков американской политической социологии, создатель целого направления в современной социологии - коммунитаризма. Так называется теория о том, что современная демократия не требует унификации и стандартизации жизненных ценностей. В рамках "большого общества" могут и должны существовать децентрализованные общности свободных граждан, соблюдающие законы этого общества, но живущие на основе своих жизненных принципов. Такими децентрализованными общностями могут быть, например, движение за гражданские инициативы, организации взаимопомощи, альтернативные религиозные общины.
Новая книга Этциони "От империи к сообществу" во многом посвящена изменениям, происходящим в международной политике в последнее время. А теоретической основой книги является все тот же коммунитаризм, только перенесенный на мировую арену.
В предисловии к русскому изданию автор отмечает, что буквально на наших глазах США фактически отказываются от доктрины односторонних действий, которой они руководствовались в начале иракской кампании, и признают необходимость слаженных, многосторонних подходов к международной политике всего международного сообщества. Этциони считает, что это - результат не только тех трудностей, с которыми столкнулись американцы в Ираке, но и воздействия глобального общественного мнения. Будущее мировой политики автор видит в создании и развитии глобальной системы власти, опирающейся на глобальное гражданское сообщество. Тогда "американская квазиимперия" станет естественной частью этой глобальной конструкции. По мнению Этциони, такой вариант - это третий путь между силовым подходом неоконсерваторов к тираническим режимам и сверхлиберальным их задабриванием.
Но прежде чем вступить на третий путь, человечество должно ответить на вопросы: как согласовать нормативные принципы и ценности Запада и Востока, чтобы обеспечить их безконфликтное сосуществование; что нужно сделать, чтобы достроить существующую систему международных институтов до глобальной системы власти; можно ли при этом обойтись системой автономных институтов или потребуется создание некоего подобия всемирного правительства? Конечно, речь идет не о ближайшей перспективе, а о длительном и сложном процессе приспособления государств и народов к новому порядку вещей. Мир рассматривается как коммунитарная общность.
Большинству российских читателей, возможно, даже сама мысль о мировом правительстве покажется абсурдной, но в размышлениях Этциони нам интересна не столько проблема мирового правительства, сколько попытка ответить на первый из заданных им вопросов о сочетаемости принципов и ценностей Востока и Запада, тем более что эта проблема актуальна и для России.
Автор отмечает, что в настоящее время в США господствуют две школы современного внешнеполитического мышления. Первая, которую представляют Фукуяма, Закария, Мандельбаум, считает, что западные ценности - свобода (или, точнее, индивидуализм), демократия и свободное предпринимательство - являются универсальными. Проблема заключается не в людях, которые всегда готовы принять эти ценности, а в плохих правителях, которые не дают ими воспользоваться. Следовательно, задача развитых демократий состоит в устранении таких правителей. Афганистан, Ирак - этапы реализации принципов этой школы. Вторая школа, связанная с не менее громкими именами Хантингтона и Льюиса, считает, что западные ценности не находят отклика на Востоке. В лучшем случае дело ограничивается заимствованием внешних форм. А вся международная политика - это "столкновение цивилизаций".
Этциони утверждает, что обе точки зрения неверны. Попытка распространить западные ценности на Восток без понимания его особенностей компрометирует эти ценности в глазах восточных обществ, что и наблюдается сейчас, скажем, в арабском мире. С другой стороны, отказ Запада от многих традиционных ценностей, характерных для Востока, привел западное общество к дефициту нравственности. Вот почему, по мнению Этциони, мир вынужден двигаться к синтезу "пиетета Запада к индивидуальным правам с почтением Востока к социальным обязательствам". Иначе кризис охватит и Восток, и Запад.
По мнению автора, восточные страны уже движутся если и не в направлении общества западного типа, то к мягкой - коммунитарной - срединной позиции. А в западных странах после нескольких десятилетий краха традиционных устоев и нарастания антиобщественного поведения началось восстановление социальной общности и коллективных ценностей. Самое же главное, на Западе растет понимание того, что индивидуальные права должны быть сопряжены с социальной ответственностью.
В своей критике западной политики бездумного навязывания своих ценностей странам с другой культурой Этциони неоднократно ссылается на пример современной России, где "демократия и рыночная свобода оказываются дискредитированными, когда их агрессивное навязывание приводит к криминализации общества".
Взгляды, изложенные Этциони в книге "От империи к сообществу", сильно напоминают теорию конвергенции, которую когда-то проповедовали либеральные американские советологи. Хотя сам Этциони это сходство отрицает, налицо даже буквальные совпадения - например, в рассуждениях о кризисе индивидуализма на Западе и необходимости добавить ему немного коллективизма. После краха СССР Запад как-то забыл о конвергенции. Возможно, теперь такие предложения окажутся более успешными. И мир действительно двинется к золотой середине, международные отношения гармонизируются, а международные учреждения, как рассчитывает автор, своим моральным авторитетом и "мягкой силой" смогут регулировать все оставшиеся конфликты.