Вообще-то говоря, спираль Архимеда - очень простая вещь. Представьте себе равномерно вращающийся вокруг своего начала луч, по которому равномерно же двигается точка: она и будет описывать кривую, которой столько времени уделил древнегреческий ученый.
Проблема состоит в том, что возникающие в закрученном по спирали Архимеда профиле трубы турбулентные потоки не описываются аналитическим образом - более трехсот лет развития позитивного знания, приведшие к открытию закона тяготения, системы уравнений Максвелла, формул квантовой механики и специальной теории относительности (читатель может расширить этот список по вкусу), не многое добавили в объяснение феномена быстрого и завихренного потока жидкости.
В случае краснодарского сепаратора мы опять имеем дело с торжеством эмпирического базиса, накопленного долгими десятилетиями измерений, над строгой аналитической парадигмой. Пропустите жидкость через трубочку с большой скоростью, повторите эксперимент с изменением ключевых параметров тысячу раз и на основе полученной статистической информации спроектируйте установку - может быть, тогда у вас что-нибудь получится. Именно "экспериментальная грязь", незначительные на первый взгляд отклонения от фундаментальных формул и создают инновационный зазор между отработанной отраслевой технологией и высокой наукой, в котором инновационный бизнес чувствует себя как рыба в воде, именно в этой зоне он может нарастить свои конкурентные преимущества.
Краснодарская инновация тем и интересна, что "теоретически", решая что-нибудь вроде уравнения Навье-Стокса, подобного результата достигнуть не удастся - придется-таки потратить годы на измерения и отнестись к силе изощренных математических методов cum grano salis.
Помимо методологического аспекта (эмпирическая кухня, тысячи замеров, выстукивание сепарационного профиля на коленке) в случае "Роскома" бросается в глаза и нестандартная маркетинговая стратегия: чтобы завоевать рынки, юной фирме приходится бесплатно поставлять свое оборудование заказчику и еще оплачивать за свой счет возникающие технологические остановки. Обычно позволить так вести себя на рынке могут только крупные транснациональные компании с длинными финансовыми и политическими рычагами. Но в условиях двойного инновационного сопротивления - со стороны респектабельных научных институтов и "устаканившегося" бизнес-сообщества (о бездействии государства, несмотря на все поднятые им на-гора инновационные лозунги, можно не упоминать) - нашим прорывным инновационным компаниям приходится вести себя как международным технологическим гигантам - инвестировать и в новые направления НТП, и в их продвижение и внедрение в инертные отраслевые кластеры типа нефтянки и агропрома. "Роскому", положим, отчасти повезло - слишком востребованы ноу-хау краснодарской фирмы в самых разных сегментах национальной экономики, а грамотный предприниматель разработал беспроигрышные системы сбыта. Другим прорывным технологиям выходить на рынки часто не в пример труднее. Следующему профилю спирали Архимеда по крайней мере не мешать движению точки инновационной активности российского хозяйства лучше . Всего-то и нужно от нас - преодолевать рвотные рефлексы при виде "экспериментальной грязи" в академической среде и не отторгать прорывные технологии в бизнес-сообществе.