Вечером 19 апреля толпа на площади перед собором Святого Петра увидела наконец белый дым, поднимающийся из трубы Сикстинской капеллы, а еще через некоторое время кардинал-протодьякон произнес: "Habemus Papam" ("У нас есть папа") - и огласил имя нового наместника св. Петра - это Йозеф Ратцингер, ставший теперь папой Бенедиктом XVI. Ратцингер считался главным фаворитом, но именно это и смущало многих. Так что в конечном итоге избрание Ратцингера стало неожиданностью.
Несмотря на преклонный возраст - Йозефу Ратцингеру 78 лет, - выбор этот вряд ли стоит считать компромиссным или промежуточным. Ратцингер - слишком значительная фигура. Ближайший соратник Иоанна Павла II, твердый консерватор, главный идеолог католической церкви (он возглавлял конгрегацию, некогда называвшуюся Святой Инквизицией). Выбор его - скорее вызов, нежели компромисс.
В России избрание нового папы было встречено одобрительно - при всех сложностях взаимоотношений наших церквей папа-консерватор понятнее и ближе по духу Православной церкви. Тем более что новый папа - немец, а значит, не будет столь ревностно относится к распространению католического влияния в нашей стране.
Ратцингер (как и Иоанн Павел II) принадлежит к тому поколению католических священников, для которых явление Девы Марии в португальском местечке Фатима и ее пророчества о глубокой связи судьбы России и католической церкви - не просто одна из церковных легенд, а прямое Божественное указание, основной мистический проект католической церкви. Согласно фатимским пророчествам, Россия, пройдя через муки и страдания, должна возродиться и, придя под сень Святого престола, спасти мир и католическую церковь от гибели. Фатимские пророчества происходили 13-го числа каждого месяца с мая по октябрь 1917 года, как раз в период понтификата Бенедикта XV. Не поэтому ли Ратцингер теперь стал Бенедиктом XVI?