Восстание из ада

Дебютный роман американца Мэтью Перла сравнивают с пресловутым "Кодом да Винчи". Название его отсылает к другой знаменитой книге схожего жанра - "Клубу Дюма" Переса-Реверте. Однако на самом деле к интеллектуальным поп-бестселлерам "Дантов клуб" имеет весьма условное отношение. Здесь, конечно, тоже присутствует мистический антураж и вырастающая из него криминальная интрига. Однако Перла интересуют куда более важные вещи - взаимопереход искусства и реальности, например, - отчего его роман напоминает не столько о Дэне Брауне, сколько о Леониде Юзефовиче с его "Князем ветра".

"Дантов клуб" - вполне известное в истории литературы дружеское сообщество крупнейших американских поэтов XIX века - Лонгфелло, Лоуэлла и Оливера Холмса. Лонгфелло готовил первый американский перевод "Божественной комедии", остальные ему помогали. Все вместе они сражались с гарвардскими профессорами, которые считали поэму Данте воплощением непристойности и всячески препятствовали ее публикации. В изложении Перла, впрочем, этим деятельность поэтов не ограничивается: они к тому же занимаются расследованием ужасающих преступлений, которые удивительным образом совпадают с описаниями мучений грешников в дантовском аду. Виднейших бостонцев убивают самым изуверским образом; предателей погружают в лед, а продажному священнику поджаривают пятки. Немолодые поэты, с помощью детективной смекалки пытающиеся разграничить искусство и жизнь, гоняются за пришедшим на американскую землю призраком мрачного тосканца, обнаруживая в конце концов вполне телесную его сущность.

Мир филологических радостей небезопасен; воображаемые демоны не всегда готовы смириться со своим книжным статусом. Это, кстати, неплохой урок создателям интеллектуальных бестселлеров, увлеченно играющим в развеселые общекультурные бирюльки; игра может выйти из-под контроля.