По примеру луддитов

9 мая 2005, 00:00

Из "большой четверки" звукозаписывающих компаний - Sony BMG Music, Universal Music Group, Warner Music Group, EMI - только Sony BMG Music имеет реальную стратегию в интернет-бизнесе. Одна из основных причин того, что крупнейшие звукозаписывающие компании не увидели перспектив нового рынка, не открыли первыми онлайн-магазины и позволили компьютерным компаниям перехватить инициативу, - традиционное психологическое неприятие новых технологий.

Подобные потрясения рекорд-индустрия переживает не первый раз. "Новая технология, которая позволяет легко копировать и переносить музыку, приведет к спаду продаж музыкальных альбомов, нанесет колоссальный вред крупным лейблам и спровоцирует кризис в отрасли", - примерно таким образом отозвались в американской ассоциации звукозаписывающих фирм RIAA на появление аудиокассет и портативных плейеров Sony Walkman в конце 70-х.

Другой пример. Когда в начале XX века музыкальная индустрия США состояла преимущественно из издателей партитур, а единственным источником музыки в доме было пианино, громкий скандал разразился вокруг изобретения пианол. Новое механическое пианино, способное само воспроизводить мелодии на основе специальных перфолент, вызвало в обществе немалый резонанс. Джон Филип Соуза, известный американский композитор и дирижер того времени, призывая конгресс "подарить" издателям право вето на любую новую систему воспроизведения музыки, сказал: "Эти говорящие машины похоронят музыкальное творчество в нашей стране. Все, кто поет, вымрут в процессе эволюции, как атрофировался хвост у человека, развившегося из обезьяны". Однако американские законодатели отказались от навязываемого им решения и обязали производителей пианол отчислять издателю два цента с каждой песни, выпущенной на перфоленте. Ничуть не меньший скандал вызвало появление первого домашнего видеомагнитофона Betamax компании Sony. Walt Disney и Universal Studios потребовали от судей запретить видеомагнитофоны, утверждая, что запись фильмов и других программ является прямым нарушением авторских прав их создателей. Президент Американской ассоциации кино Джек Валенти тогда заявил, что "для кинобизнеса видеомагнитофон - все равно что Бостонский душитель для одинокой женщины". Но и здесь издатели потерпели очередное фиаско.

Примерно схожим образом развивалась ситуация и с цифровой музыкой. С появлением технологий цифрового сжатия музыка стала медленно, но верно мигрировать в интернет. Сначала корпорации обращали мало внимания на взрывную технологию, но когда RIAA зафиксировала спад продаж музыкальных компакт-дисков, корни новой проблемы усмотрели в росте популярности цифровой музыки, которую можно было бесплатно скачивать из интернета. "Никто в индустрии не ожидал появления и такого стремительного развития цифровой музыки. В интернете все распространяется без участия ведущих производителей!" - заявил в конце апреля этого года на мультимедийном форуме корпорации Nokia президент американской Академии звукозаписи Нейл Портнов.

Ситуацию усугубило появление децентрализованных файлообменных сетей - Napster, Gnutella, Kazaa (подробно о Napster см. "Эксперт" N9 от 5 марта 2001 года). Их особенность заключается в том, что для работы им не нужен центральный сервер, который технически легко отключить в случае нажима со стороны правоохранительных органов. Контент файлообменных сетей формируют сами пользователи, открывая другим пользователям доступ к файлам на своем компьютере. RIAA не только инициировала иски против пиратских mp3-сайтов и компаний, поддерживающих файлообменные сети, но и стала преследовать пользователей и даже убеждать общественность в порочности самих алгоритмов сжатия музыки как непременного орудия пиратов. В ход пошли все средства пропаганды. Вот один из ярких примеров - плакат с изображением подростка, азартно скачивающего музыку из сети, на плечо которому ложится рука устрашающего персонажа, совмещающего в себе черты внешности Ленина, Фиделя Кастро и Дракулы. Угрожающая надпись гласит: "Загружая пиратские mp3, ты скачиваешь коммунизм", а советский герб в виде серпа и молота в углу плаката изящно дополняет впечатление.

Итогом усилий RIAA стало одобрение в сентябре прошлого года палатой представителей конгресса США законопроекта, предусматривающего уголовное преследование граждан, скачивающих бесплатную музыку. Теперь RIAA широко развернула психологическую войну с фанатами файлообменных сетей и буквально каждый месяц устраивает показательное судилище. Последняя новинка - студентам, бесплатно скачивающим что-либо из сети, стали присуждать штраф в размере суммы оплаты за будущее обучение, лишая возможности получить образование.