Секреты убыточного конверта

Русский бизнес
Москва, 09.05.2005
«Эксперт» №17 (464)
Российский рынок экспресс-доставки можно взять голыми руками - за счет сверхгибкой технологии работы, широкого географического охвата и индивидуального подхода к клиенту. Рецептом делится коммерческий директор компании "СПСР-Экспресс" Надежда Романова

Четыре года назад группа сотрудников одного из предприятий Минсвязи решила расстаться с госслужбой и создать почтовую компанию, занимающуюся экспресс-доставкой. Они составили бизнес-план - по нему через десять лет их фирма "СПСР-Экспресс" должна стать общенациональной российской почтовой службой с сетью филиалов и собственным авиапарком.

На первый взгляд это была чистая авантюра. К 2001 году в России уже несколько лет работали монстры мировой экспресс-доставки, так называемые глобальные интеграторы DHL, UPS, TNT, FedEx - компании с миллиардными оборотами и отточенной технологией, с филиалами по всей планете. Одновременно экспресс-доставкой занималась компания "ЕМС-Гарантпост" - коммерческое предприятие при "Почте России". Оно работало на основе государственной почтовой сети, конкурировать с которой по широте географического охвата, казалось бы, бесполезно.

Наши герои имели в своем распоряжении 1 млн рублей, взятый в долг. Они сняли небольшую кладовку для обработки грузов, арендовали автомобили, заключили соглашения с курьерскими компаниями в регионах - чтобы доставлять отправления туда, куда сами доехать не могли, - и начали работать.

В начале 2005 года они внимательно перечитали свой бизнес-план, и оказалось, что ошибка в нем - всего около трех процентов выручки. Сейчас та кладовка, в которой бабушки шариковой ручкой заполняли накладные и приклеивали ярлычки на посылки, превратилась в автоматизированный сортировочный центр площадью 3 тыс. кв. м с ежедневной пропускной способностью 25 тонн почтовых отправлений. Своих самолетов у "СПСР-Экспресс" пока нет, зато есть 92 филиала, обслуживающие 2,5 тыс. населенных пунктов. За последние два года обороты компании выросли в восемь раз - до 22,2 млн долларов. В результате "СПСР-Экспресс" стал вторым игроком рынка внутрироссийской экспресс-доставки. А через год рассчитывает стать первым.

Технология и самодеятельность

- Надежда Анатольевна, что было написано в том бизнес-плане? Как вы объяснили себе, что у компании есть шансы на рынке?

- Мы поняли, что спрос не удовлетворен. Глобальным интеграторам были интересны в России только города-миллионники. Все-таки ориентировались они изначально на своих западных клиентов, которым надо что-то отправить в Россию. Второй момент - тарифы. У международных компаний даже на внутрироссийские услуги цены высокие, потому что они в себестоимость каждого отправления закладывают свои расходы на административный аппарат, занимающийся экспортно-импортными операциями, а это очень заметная часть издержек.

У "Гарантпоста" была отличная география, зато сроки доставки и сервис весьма средние. Отправления доставлялись по маршрутам "Гарантпоста" до центральных главпочтамтов, а там вливались в государственную почтовую систему. По сравнению с обычной почтой это ускоряло процесс доставки, но качество госпочты все же накладывало свой отпечаток.

Были еще локальные курьерские компании, работавшие в пределах одного города или области, а также доставлявшие отправления в Москву и Санкт-Петербург.

Мы пон

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (464) 9 мая 2005
    Послание президента
    Содержание:
    Капитальный ремонт консерватизма

    Послание президента открыло предвыборную кампанию 2007-2008 годов. Неожиданно для всех Кремль сделал свой выбор в пользу либерального консерватизма. Сможет ли он убедить в правильности этого выбора "Единую Россию"?

    Экономика и финансы
    Политика
    Реклама