Компьютер доктора Калигари

23 мая 2005, 00:00

"Город грехов", выходящий в российский прокат, - очередная работа Роберта Родригеса, ближайшего друга Квентина Тарантино, который тоже поработал над этим фильмом как режиссер. Результат творческого сотрудничества двух друзей оказался весьма впечатляющим - после просмотра на нынешнем Каннском фестивале, где "Город грехов" участвует в конкурсной программе, кинокритики выходили из зала, пошатываясь. Их всех тошнило. Дело в том, что многочисленных звезд, которыми нашпигован фильм, здесь мучают со страшной силой. У Элайджи Вуда отрезают ноги, руки и голову, Рутгер Хауэр изображает епископа-людоеда, Бенисио дель Торо ведет светские беседы, посвистывая перерезанным горлом.

Родригес перенес на экран свой любимый комикс, созданный в 90-е годы Фрэнком Миллером, - о некоем условном, смертельно опасном для жизни мегаполисе. Населяют его гротескные персонажи: храбрый коп (Уиллис) страдает пороком сердца, что не мешает ему воевать с маньяком-педофилом, а тот столь отвратителен, что постепенно превращается в желтого вонючего уродца. Золотоволосая проститутка подарила ночь любви рецидивисту-девственнику с ужасающей харей (Микки Рурк), после чего погибла от рук неизвестно кого; рецидивист разыскивает убийцу, по пути чудовищно калеча всех встречных. Грудастая стриптизерша лелеет возвышенное чувство к герою своего детства; вооруженные катанами проститутки делают салат из нехороших сутенеров.

Весь этот мало вменяемый мир целиком создан на компьютере: "Город грехов" - лишь четвертый в истории фильм, где нарисовано все, кроме актеров. Чувствительности каннской публики можно подивиться: на самом деле Родригес довел жанр кинокомикса до максимальной степени условности, напомнив всем о ранней эпохе кинематографа, когда театральность еще не была побеждена дотошным перенесением реальности на киноэкран. Персонажи фильма, из которых выливаются тонны рисованной крови, похоже, сбежали прямиком из кабинета доктора Калигари. А "Город грехов" в целом оказывается неожиданным вариантом старого немецкого экспрессионизма, наследником фильмов Роберта Вине или Фрица Ланга.