Делаем конкурентоспособных солдатиков

Русский бизнес
Москва, 23.05.2005
«Эксперт» №19 (466)
Фабрика игрушек "Звезда" нашла способ процветания на российском и мировом рынках: надо выбрать узкую незанятую нишу, сделать качественный продукт и привлечь к сотрудничеству сильные бренды

История фабрики "Звезда" из подмосковного города Лобни началась со склеивания сборных фигурок солдатиков, самолетиков и танков, чем в детстве с удовольствием занимались генеральный директор Константин Кривенко с друзьями. Этому занятию - моделизму - тысячи лет: еще в Древней Греции из дерева создавали уменьшенные копии кораблей. Как товар сборные игрушки-конструкторы появились незадолго до Второй мировой войны и нашли своих поклонников во многих странах. В Советском Союзе несколько поколений мальчишек охотно проводили время, разбираясь в чертежах копий боевой техники, затачивая неровности пластмассовых деталей, с помощью пинцета наклеивая крошечные люки, пушки, иллюминаторы. У некоторых это увлечение с возрастом не проходило, и они по-прежнему посвящали свой досуг склеиванию и коллекционированию моделей. Случай Кривенко еще более серьезный: "модельный" бизнес стал его главным занятием в жизни.

Первый набор солдатиков Кривенко выпустил в 1991 году - на арендованных площадях и оборудовании, часть которого была куплена в долг, а часть буквально вынута из помойки. Тогда казалось, что ничего хорошего новый товар не ждет. Оптовики не собирались возиться с игрушками, а родители - покупать их своим детям: заботы у них в начале девяностых были другие. К тому же за предшествующие несколько лет пустых полок в магазинах отцы тогдашних мальчишек подзабыли, что такое сборные модели. Но оказалось, что время солдатиков еще не ушло.

Сегодня ассортимент "Звезды" насчитывает 150 позиций - это уменьшенные копии самолетов, танков, кораблей, автомобилей, настольные игры, солдатики. Они продаются по всей России, а сборные модели - более чем в 50 странах мира. Эта продукция регулярно получает награды на международных выставках. Из последних - "Модель года", присужденная военно-историческим миниатюрам "Конные самураи ХVI-ХVII веков", и "Римская трирема" от авторитетного немецкого журнала моделистов Kit, полученная на главной международной игрушечной выставке в Нюрнберге. Предыдущие несколько лет там же медали получали "Македонская фаланга", "Боевые слоны", "Самураи - пехота XVI-XVII веков" и другие.

Такой успех компании особенно впечатляет на фоне общей ситуации на игрушечном рынке. Большинство отечественных производителей с трудом выживают в жесткой конкуренции с импортными, в первую очередь китайскими, игрушками. Доля российских компаний, составляющая сейчас не более 15%, постоянно сокращается: если весь игрушечный рынок растет на 20% ежегодно, то отечественное производство - всего на 3-5% (данные НАИР - Национальной ассоциации игрушечников России). "Стоимость сырья на российском рынке такова, что произведенные в России пластмассовые игрушки по цене по определению не могут выдержать конкуренции с китайскими. Не исключаю, что через несколько лет мы вовсе откажемся от производства", - поделился с "Экспертом" директор завода "Огонек", одного из бывших гигантов советской игрушечной промышленности. "Огонек" недавно закрыл свой цех по производству пресс-форм, таким образом,

У партнеров

    «Эксперт»
    №19 (466) 23 мая 2005
    Реальная Россия
    Содержание:
    Реальная Россия

    Как устроено российское общество? Совсем не так, как принято считать. Это доказывают результаты беспрецедентного социологического исследования

    Наука и технологии
    Реклама