Бразильские страсти в вишневом саду

Майя Одина
6 июня 2005, 00:00

В Москве начинается 6-й Международный фестиваль им. А. П. Чехова. Главное театральное событие этого года на этот раз оказалось бедным на великие имена и богатым на эксперименты

В этом июне бессмысленно выпускать премьеры. Чеховский фестиваль - событие столь масштабное, что конкурировать с ним было бы безумием. С 1 июня по 30 июля в Москве сыграют семьдесят спектаклей. Среди прочего нам покажут пять уличных перформансов, одно музыкальное и одно пластическое шоу, шесть хореографических фантазий, две постановки театра Но и одно представление самого крохотного в мире кукольного театра.

Когда осенью 1992 года по Москве развесили самые первые афиши с чеховской фигуркой в шляпе и пенсне, имена, напечатанные на них, поражали воображение. О том, чтобы лично увидеть спектакли Стрелера, Штайна, Брука, Крейчи, тогда сложно было и мечтать. В этом году, однако, громких имен минимум. Более того, весь фестиваль можно смело назвать экспериментальным. Первый эксперимент уже провел бессменный организатор всех фестивальных уличных зрелищ Вячеслав Полунин, который засыпал пухом и летающими людьми сад "Аквариум". Впрочем, как раз для Полунина такие выкрутасы дело привычное: это он представил Москве уличные шоу и бразильские карнавалы, это он оформлял церемонии открытия и закрытия летающими барабанами, огнями и гигантскими воздушными шарами.

География

Адресная книга Чеховского фестиваля находится в полном владении директора - Валерия Шадрина. В этом году Шадрина, очевидно, заинтересовала Бразилия. Страна, о театральной жизни которой в России не известно практически ничего, кроме, может быть, того, что процессом там руководит какой-то выходец из русских. Четыре года назад в программе Чеховского фестиваля был фрагмент бразильского карнавала, и от восторга публика так обезумела, что бросилась выщипывать перья из костюмов мулаток. На этот раз в афише сразу пять спектаклей из Бразилии. Мы увидим и тамошний театральный авангард, и классику, и клоунаду. Самое интересное - представления кукольного театра из Сан-Паулу "Волшебная шкатулка". Спектакли этого театра - секретное оружие фестиваля. Что там показывают, не знает никто. А все потому, что каждый спектакль "Шкатулки" рассчитан на одного зрителя, причем представление длится всего пять минут.

Еще одно необыкновенное зрелище - "Старинные национальные танцы". Их на фестиваль привезут из Тайваня. Шесть танцовщиц под музыку шестнадцатого века воспроизводят движения века двенадцатого, и кажется, что они двигаются словно марионетки, управляемые невидимыми нитями.

У 6-го Чеховского в этом году курс явно на Восток. Причем эта ориентация видна даже там, где авторы спектаклей европейцы. Например, парижский театр "Картель" покажет спектакль "Смерть Эмпедокла" в сценографии и костюмах главного японского кутюрье Еджи Ямамото и с участием японских же артистов. Наш Николай Дручек совместно с Шанхайским центром драматического искусства поставил спектакль "Прекрасное время" - о современной китайской жизни и старинной Пекинской опере. От магии Востока убереглись разве что англичане. Они привезут в Москву свой самый знаменитый музыкальный спектакль "Шум времени" Саймона Макберни о Шостаковиче с музыкой Шостаковича, самый комичный - "Пьеса без слов" Мэтью Боурна и самый агрессивный - "Манекены Тейлора" Ала Неджари.

Имена

В этом году список персоналий Чеховского фестиваля по сравнению с предыдущими скромен. Громких имен всего три - Тадаси Судзуки, Петр Фоменко и Деклан Доннеллан. Интересно, что все перечисленные покажут на фестивале русскую классику. Англичанин Доннеллан столь регулярно работает в Москве, что ему уже впору создать здесь собственный театр. Специально к фестивалю он поставил "Трех сестер" Чехова. Японский мэтр Тадаси Судзуки приедет с чеховским "Ивановым", где оригинальный текст переделан в воспоминания человека перед самоубийством. Спектакли Судзуки, как правило, минималистичны. Вот и на этот раз, чтобы представить жизненную драму чеховского героя, режиссеру понадобилось только два персонажа - он и она, взаимодействующие в сплошном белом свете на сцене.

Фоменко на этом фестивале будет представлять главный французский театр "Комеди Франсез", где он поставил спектакль как приглашенный режиссер. Взаимоотношения Петра Наумовича с французской публикой начались два года назад в роскошном зале "Ришелье" с едва ли не впервые поставленным во Франции "Лесом" Островского. Французы немедленно назвали Островского русским Мольером, а на спектакль реагировали как на экзотическую диковинку, сыгранную в совершенно непривычной для них манере психологического реализма. Для Чеховского фестиваля "Лес" Фоменко восстановил специально, поскольку в "Комеди Франсез" постановки живут очень недолго - один зимний сезон.

Наши

Обычно о московских участниках Чеховского фестиваля пишут без придыхания. Вроде спектакли никуда не денутся, их можно будет увидеть и после, осенью, а сейчас успеть бы посмотреть всю обширную международную программу. Но сейчас случай особый. В экспериментальной программе фестиваля с двумя спектаклями - "Мальчики" по девяти главам романа "Братья Карамазовы" и "Как вам это понравится" по Шекспиру - заявлен самый юный и едва ли не самый интересный московский театр, судьба которого висит на волоске. Это мастерская Сергея Женовача, где труппу составляют окончившие в этом году курс студенты ГИТИСа. Для только что родившегося театрального коллектива нынешнее лето может оказаться последним - в перенаселенной театрами столице вести речь о выделении для них собственной площадки нереально. Само включение в программу Чеховского фестиваля - уже солидная помощь театру. Не пропустите ни "Мальчиков" с виртуозной игрой всех занятых в спектакле, ни "Как вам это понравится", где всего вдоволь - и чудес, и драматизма, и смеха, и меланхолии. И если за всю остальную фестивальную программу точно поручиться нельзя (тем-то фестиваль, собственно, и хорош - всегда неожиданность и для театрала, и для профана), то уж за эти два спектакля однозначно можно. Для любителей театра это событие, ради которого стоит даже перенести отпуск на август.