Чем привлечь частника

Русский бизнес
Москва, 06.06.2005
«Эксперт» №21 (468)
Несмотря на бурный рост рынок розничных банковских услуг в России все еще недоразвит: на нем преобладают "магазинные" кредиты и зарплатные проекты

Третий год подряд розничный банковский бизнес растет невиданными темпами и замедляться не собирается. Ведь доля кредитов физическим лицам в валовом внутреннем продукте у нас составляет около 3%. Для сравнения: в США этот показатель составляет 66%, в Великобритании - 71%, а в странах Восточной Европы, где развитие этого рынка началось всего на пять лет раньше, чем у нас, - от 6,2% в Болгарии и 8,7% в Чехии до 12,1% в Венгрии и 19,5% в Польше.

За минувший год о своем намерении выйти в розничный сегмент объявило подавляющее большинство российских банков. Те же, кто уже занимается розницей как важным стратегическим направлением, постепенно обособляют ее от бизнеса корпоративного. И, как это принято на Западе, выстраивают отдельную технологическую, административную и маркетинговую розничную вертикаль.

Меняется и сам облик розничного банковского сегмента: кроме универсальных банков, традиционно сильных в депозитных операциях, но развивающих и розницу, а также банков, жестко ориентированных на кредитование населения (таких как "Русский стандарт", "Хоум кредит", Дельтабанк и др.), стали заметны небольшие нишевые банки, четко сориентированные на розничный сегмент, причем не только в размещении, но и в привлечении средств: сейчас на рынке присутствует около двух десятков банков, у которых доля депозитов в пассивах больше 30% (к этой группе относятся Русский банк развития, Сибакадембанк, Автовазбанк и др.).

Отдельная группа - дочерние западные банки: они за счет агрессивной политики и благодаря кризису доверия в банковском секторе летом 2004 года заметно усилили и продолжают усиливать свои позиции в розничном банковском сегменте.

Зарплатные истории

Судьба универсальных банков в рознице похожа: все они пришли в этот сегмент из корпоративного бизнеса. Их основной бизнес на розничном поле - это депозиты, и здесь своим успехом они обязаны прежде всего зарплатным проектам. На обслуживании сотрудников своих корпоративных клиентов (и сотрудников фирм, к ним приближенных, например, сервисных структур "ЛУКойла", оказывающих компании буровые услуги и проч.) поднялись в свое время многие универсальные банки и сейчас продолжают подниматься бывшие кэптивные финансовые институты. "У нас розница, как у всех крупных банков в России, - это в первую очередь производная от работы с корпоративным бизнесом. Если посмотреть даже на количество открытых счетов (более миллиона), то большая часть - это зарплатные проекты, которые носят добровольно-принудительный характер, то есть частные клиенты появляются в банке 'оптом' от наших клиентов-предприятий", - признается заместитель председателя правления Промышленно-строительного банка (Санкт-Петербург) Сергей Бочкарев.

Зарплатный клиент хорош тем, что, однажды его получив, можно не прилагать сверхусилий для того, чтобы его удержать. "Если вы затянули к себе клиента на зарплатный проект, то выцепить его оттуда достаточно сложно: он уже начинает невольно потреблять продукты этого банка, банк знает его кредитную историю, без всяких справо

У партнеров

    «Эксперт»
    №21 (468) 6 июня 2005
    Кризис в Евросоюзе
    Содержание:
    Дом без крыши

    Провал политической интеграции угрожает Европейскому союзу распадом. Впрочем, у европейцев остаются хорошие шансы использовать этот кризис для того, чтобы наконец вплотную заняться своими внутренними проблемами и стать более устойчивой и сильной конструкцией

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама