День атомного сурка

Александр Кокшаров
13 июня 2005, 00:00

Как и тридцать лет назад, дороговизна нефти привела к возобновлению интереса к атомной энергетике. В ближайшие десятилетия рынок ожидает бум строительства АЭС, что, в свою очередь, создает огромный рынок для машиностроителей

Весной 2005 года сразу два правительства стран "большой семерки" поддержали идею усилить роль атомной энергетики в ТЭК своих стран. В конце апреля американский президент Джордж Буш выступил за пересмотр долгосрочной энергетической стратегии США. По мнению американской администрации, развитие атомной энергетики является единственной реальной альтернативой зависимости экономики США от масштабного наращивания импорта нефти и газа. Буш предложил американским Минэнерго и конгрессу разработать новую, упрощенную схему лицензирования строительства АЭС, которая уменьшила бы неопределенность для тех, кто намерен инвестировать в новые станции. Ставка Вашингтона на АЭС позволит увеличить долю ядерной энергетики в выработке электроэнергии в США с 20% в 2003 году до 30-35% в 2020-м.

После переизбрания в начале мая на очередной пятилетний срок к теме развития атомной энергетики обратилось и правительство Британии. Новый британский министр энергетики Алан Джонсон заявил, что его ведомство рассматривает варианты возобновления ядерной программы и строительства новых АЭС. Из 12 действующих атомных реакторов в Британии шесть должны отслужить свой срок к 2010 году. В начале следующего десятилетия Британия столкнется с резким сокращением добычи нефти и газа в своем секторе Северного моря (его ресурсы близки к исчерпанию). Поэтому власти страны рассматривают возвращение к программе развития АЭС как единственную альтернативу нефтегазовой и угольной энергетике.

Интерес к ядерной энергетике возобновился на очередном пике нефтяных цен - уже в течение полугода они держатся выше отметки 50 долларов за баррель. Но это лишь одна из причин. После ратификации Киотского протокола в конце 2004 года европейские страны и Япония вынуждены следить за своими объемами выбросов углекислого газа. АЭС, несмотря на проблемы с радиационной безопасностью и утилизацией отработанного ядерного топлива, позволяют решить эту проблему. Неудивительно, что Джеймс Лавлок, один из ведущих западных экологов, стоявший у истоков Greenpeace и других экологических движений 60-70-х, поддержал развитие атомной энергетики. По мнению профессора Лавлока, "мирный атом" - единственная возможность контролировать объемы выбросов в атмосферу и сохранять при этом высокие темпы экономического роста. И возможность не только для развитых стран. Масштабные программы развития АЭС появляются не только в Европе и США, они уже реализуются в Китае и Индии.

На новый виток

Развитие атомной энергетики началось полвека назад, со строительства Обнинской АЭС в Советском Союзе в 1954 году. Отрасль росла очень быстро, особенно в 70-е годы: в 1973-м Запад столкнулся с нефтяным эмбарго арабских стран, что вызвало скачок цен на нефть и газ, лишь подстегнув развитие атомной энергетики. Однако довольно быстро отрасль оказалась в кризисе из-за проблемы безопасности. Утечка радиоактивных материалов на американском реакторе "Три-Майл-Айленд" в Кентукки в 1979 году и авария на Чернобыльской АЭС в 1986-м многих заставили пересмотреть свое отношение к атомной энергетике. Например, в Германии после победы на выборах в 1998 году коалиции социал-демократов и "зеленых" началось свертывание атомной программы - все германские АЭС должны быть закрыты к 2025 году.

Все инциденты не привели тем не менее к "отмене" ядерной энергетики. Сегодня в 30 странах (в Северной Америке, Европе, на территории бывшего СССР и в Японии) электроэнергию вырабатывают 439 промышленных ядерных реакторов (исследовательских и военных - еще несколько десятков). По данным Минэнерго США на январь 2005 г., АЭС по всему миру производят 16% электроэнергии, в некоторых странах, например во Франции, Бельгии и Литве, на них приходится львиная доля электроэнергии.

Сейчас интерес к развитию АЭС примерно такой же, как был в 70-е годы. "У этих периодов явное сходство. Первое - и тогда и сейчас резко выросли цены на углеводородное сырье. Хотя в реальном выражении нефть сейчас стоит меньше, чем в 1973 году, масштабы роста цен весьма схожи. Второе - как и в 70-е, возрастает зависимость ключевых импортеров нефти от поставщиков из нестабильных регионов. Собственная добыча в странах-импортерах - США, Китае, Британии - сокращается год от года", - рассказала "Эксперту" Валери Марсель, директор программы энергетики лондонского Королевского института международных отношений.

Атомные электростанции требуют, конечно же, при строительстве огромных инвестиций (обычно 2-4 млрд долларов для АЭС из трех-четырех реакторов), но стоимость выработки электроэнергии на них ниже, чем на тепловых станциях. В 2004 году ОЭСР и его подразделение по атомной энергетике NEA провели исследование, показавшее, что производство 1 кВтщч на атомных электростанциях в развитых странах обходится в среднем в 2,95 американских цента. Если использовать для выработки энергии уголь, то в среднем 1 кВтщч обходится в 3,57 цента; если же природный газ - то в 5,12 цента. Атомная энергетика выигрывает и по сравнению с различными видами альтернативной энергетики, например, с ветроэнергетикой, все больше распространяющейся в Западной Европе. В среднем по ЕС стоимость выработки 1 кВтщч на ветроэнергетических станциях на суше составляет 7,1 цента, а на море - 9,8 цента.

Появились и новые факторы, в силу которых атомная энергетика становится все привлекательнее. За последние десятилетия значительно повысилась безопасность атомных электростанций. Горький опыт прецедентов в США и в Чернобыле не прошел даром: правительства разных стран вкладывали серьезные средства и на технологическое обеспечение безопасности, и на меры, направленные против потенциального терроризма. После 11 сентября 2001 года в США, а затем и в большинстве стран, имеющих атомные реакторы на своей территории, всем атомным станциям был присвоен высший ранг в рейтинге охраняемых объектов. С 1986 года правительство Японии потратило 2,4 млрд долларов на научно-исследовательские разработки, повышающие безопасность АЭС в зонах сейсмической активности, где и расположены Японские острова. С 1990 года - после объединения Германии и распада СССР - западные страны (прежде всего страны ЕС) потратили несколько миллиардов долларов на досрочную остановку ядерных реакторов типа РБМК, аналогичных тем, что установлены на Чернобыльской АЭС. Атомные реакторы старого типа были полностью или частично закрыты в бывшей ГДР, Польше, Румынии, Болгарии, Словакии. Вступив в Евросоюз, Литва, где почти 80% электроэнергии вырабатывается на Игналинской АЭС (там установлены реакторы типа РБМК), закрыла первый блок в 2004 году и обязалась закрыть второй к 2009-му. По мнению абсолютного большинства экспертов, вновь строящиеся АЭС имеют уровень технологической безопасности в десятки раз выше, чем в целом по промышленным и энергетическим объектам.

Точки роста

В настоящее время в мире строятся 30 ядерных реакторов (их суммарная мощность - 6% всех ныне действующих АЭС) и еще утверждены проекты сооружения 35 реакторов (10% нынешней мощности). Основной точкой роста ядерной энергетики сейчас стала Азия. Из 26 реакторов, которые должны быть построены в 2005-2009 годах, 19 строятся в Китае, Индии, Японии и Южной Корее. Первые две страны лишь недавно начали развивать свою атомную энергетику, а потому доля АЭС в их общем энергобалансе пока невелика. Однако бурный экономический рост, и прежде всего в промышленности, вынуждает Китай и Индию инвестировать в энергетику, причем диверсифицированно. Экономический рост в Индии и Китае составляет 7-9% в год, энергопотребление же там растет в два раза быстрее, и станции, работающие на углеводородном сырье, не смогут удовлетворить всех потребностей, особенно в долгосрочной перспективе. В Китае надеются, что развитие атомной энергетики позволит стране занять к 2025 году 5-е место в мире по мощностям АЭС. Индия прогнозирует в течение двадцати лет выйти на 6-е место.

Ни одна из развитых стран пока не имеет масштабных программ строительства АЭС. Сегодня только Финляндия строит свой пятый (и крупнейший) реактор, который должен быть сдан в эксплуатацию в 2009 году. США, Франция, Испания, Бельгия и другие страны лишь наращивают мощности существующих реакторов или активнее используют уже имеющиеся. Если в 1978 году загрузка мощностей реакторов в США составляла 67%, то в 2004-м уже 95%. Строительство новых мощностей ведется в России (пять реакторов суммарной мощностью 50 ГВт будут построены до 2010 года) и на Украине (там в конце 2004 года были запущены реакторы "Хмельницкий-2" и "Ровно-4", чтобы компенсировать потери от закрытия Чернобыльской АЭС).

Модернизировать некоторые из реакторов в развитых странах попросту экономически бессмысленно - срок их эксплуатации подходит к концу. К 2010 году в странах ЕС, Японии, США и Канаде будет закрыто 40 реакторов. Они будут заменены новыми АЭС с энергоблоками более экологичного и безопасного типа.

В США в 70-е и 80-е годы были выработаны жесткие правила лицензирования строительства новых АЭС - это был стандартный способ реагирования на Чернобыльскую аварию. Администрация Буша намерена упростить процедуру лицензирования, с тем чтобы побудить энергетические компании инвестировать в недешевые и долгосрочные проекты строительства АЭС. То же ожидается и в Британии. Оператор британских АЭС - приватизированная компания British Energy - настаивает на реформе энергетического сектора страны. Согласно планам компании и поддерживающих ее частных инвесторов, энергетический сектор будет разделен на три сегмента: АЭС (до 30-35% всей выработки электроэнергии), тепловые станции на угле и газе (45%) и альтернативная энергетика (20%). Конкуренция будет разрешена внутри этих сегментов, но не между ними. Это позволит гарантировать долгосрочную экономическую эффективность сегменту и ядерной, и альтернативной энергетики.

Даже в Германии не исключают, что свертывания программ атомной энергетики, что намечалось на 2025 год, может не случиться. Представители ныне оппозиционных христианских демократов, которые, как ожидается, вернутся к власти в ФРГ после сентябрьских выборов в Бундестаг, заявили, что будущее атомной энергетики в стране будет решаться с учетом экономических реалий. Это означает, что даже "зеленая" Германия может вернуться к строительству новых АЭС, ведь ей тоже нужно выполнять требования Киотского протокола.

Контрактов будет много

Ренессанс атомной энергетики означает неплохие перспективы для производителей урана (сырья для АЭС), поставщиков обогащенного урана и производителей энергетического оборудования.

Рынок урана почувствовал возрождение интереса к атомной энергетике еще несколько лет назад. И цены на урановый концентрат стали быстро расти. Если в начале 2001 года один фунт (434 г) уранового концентрата стоил 7,2 доллара, то в мае 2005-го - уже 29,3 доллара. От роста спроса на уран выигрывает прежде всего "большая семерка" стран по добыче урановых руд - на Канаду, Австралию, Казахстан, Нигер, Россию, Намибию и Узбекистан приходится 88% мировой добычи урана.

На рынке оборудования для АЭС признанным лидером является французская госкомпания Areva, созданная после 1973 года для обеспечения энергетических нужд Франции. Объемы ее продаж по всему миру в 2004 году достигли 24,4 млрд долларов. Areva осуществляет модернизацию и новое строительство АЭС в США, Бразилии, Китае и странах Европы. В ближайшие годы Areva будет приватизирована. Ее основные конкуренты - General Electric, BNFL-Westinghouse и российский "Атомстройэкспорт". Пытаясь закрепить свое ведущее положение на рынке, Areva в 2005 году планирует завершить сертификацию своего реактора третьего поколения (EPR), разработанного совместно с Siemens. Реактор EPR уже заказан для атомных электростанций Финляндии и Франции; Areva ведет переговоры о продаже реакторов третьего поколения также в Швецию, Италию и Турцию.

Лондон