Клоун из склепа

20 июня 2005, 00:00

21 июня в Москве, в СКК "Олимпийский", выступит Мэрилин Мэнсон - главное пугало современной поп-музыки, на которого образцовый родитель может показывать пальцем и говорить: "Так нельзя". Его обвиняют в нашумевшей трагедии: якобы именно под влиянием его песен американские школьники взяли оружие и пошли стрелять одноклассников. Его называют сатанистом, агрессивным психопатом и проклятьем Америки. На самом-то деле этот страшила всего лишь довел до логического завершения идеи провокаторов-индустриальщиков, пропагандировавших вопиющую неполиткорректность, стремление предельно раздражать слушателя и разрушение навязчивых стереотипов. Соединив их шок, шум и ужас с цирковым глэм-роком (регулярно откусывающий головы курицам Элис Купер может считаться прямым предком Мэрилина), он получил из этой адской смеси отменно работающий бренд: сам образ Мэнсона - не менее важный источник его доходов, чем его песни.

В пору "Золотого века гротеска" (так назывался последний полноценный альбом музыканта, вышедший уже два года назад) Мэнсон не стеснялся: заявлял о смене пола и прочих хитроумных хирургических операциях, вовсю атаковал закрепощенную американскую мораль, выпускал порнографические мемуары и вообще устраивал форменный бедлам - не забывая, конечно, получить с этого барыши. Чуть более придирчивый наблюдатель, однако, и тогда легко мог заметить, что за мэнсоновскими эскападами скрывается не бескомпромиссный безумец, но расчетливый и умный музыкальный журналист Брайан Уорнер, досконально изучивший мировую поп-сцену и безошибочно нашедший себе прибыльную нишу. Страшилки и ужастики Мэнсона потому и стали столь популярными, что были искусственны: из многочисленных клише (утробные вопли, индустриальный грохот, скоростной гитарный скрежет плюс выигрышные мелодии, покоряющие хит-парады) музыкант умело мастерил продукт, который пугал, чтобы веселить.

Сейчас, впрочем, история эта движется к своему финалу - даже столь хорошо придуманный проект не может быть на вершине вечно, а в почетных рок-ветеранах Мэнсон смотрелся бы глупо. Музыкант активно меняет имидж: теперь его измученное гримом лицо принадлежит модному дому Вивьен Вествуд, на фотографиях он предстает в образе этакого декадента XXI века (толстенный слой пудры, кроваво-красные губы, разноцветные глаза), да еще и жениться собрался. Не исключено поэтому, что нынешний тур Мэнсона - последняя гастроль, неспроста же группа ездит по миру не с новой программой, но со сборной солянкой из лучших своих вещей. Так или иначе, шоу будет в лучшем виде: дикие костюмы, яркие огни, оглушительный звук и антихрист-суперзвезда, расхаживающий по сцене на ходулях и орущий песни о достоинствах секса и насилия. Право, потерять такое милое чудовище будет даже немного жаль.