Российская экономика вступает в период экономического кризиса. На наш взгляд, данные промышленного производства за март, апрель и май - а все эти месяцы производство падало - свидетельствуют об этом весьма убедительно. Одни говорят, что этот кризис - естественное циклическое явление, завершение длинного семилетнего цикла постдевальвационного роста. Другие, и мы относимся к ним, полагают, что этот кризис - результат избыточного давления государства на крупный сырьевой бизнес страны; давления, которое сломало все их планы развития и лишило экономику "инвестиционного стержня". Отсюда - и спад в темпах роста инвестиций, и спад производства. Не суть важно, какое из объяснений точнее; важно, готово ли хозяйство страны быстро преодолеть этот кризис. Скорость имеет принципиальное значение, так как если нас затянет в кризис надолго, до выборов 2007-2008 годов, то огромные шансы появятся у всех радикально настроенных политических сил, чего бы нам, как нормальным гражданам страны, не хотелось.
Но готовы ли мы быстро преодолеть кризис? В среде самого бизнеса и в среде аналитиков сложился вполне явный консенсус, что без активной экономической политики государства хозяйство страны больше расти не может. Могло бы, если бы государство не обратило столь "пристального внимания" на нефтянку, но в нынешних обстоятельствах не может. Каким видится это участие государства? Как это ни странно, но особых разночтений в этом вопросе тоже нет, независимо от того, каких политических убеждений придерживается бизнесмен или аналитик. Считается, что государство должно инвестировать деньги в оборонный комплекс, дать старт строительству трубопровода в Восточной Сибири, расширить сферу своего участия в гарантировании частных инвестиций в проекты, связанные со строительством недвижимости и транспортной инфраструктуры. Помимо этого есть мнение, что государство вполне может позволить себе снизить пошлины на оборудование, сырье и материалы, что даст отечественной промышленности возможность конкурировать с китайцами, а также предложить в некоторых секторах налоговые льготы. Просто так, чтобы обозначить свою добрую волю.
С сожалением приходится констатировать, что правительство не разделяет такой точки зрения. В отличие от бизнеса, занявшего срединную рациональную позицию, правительственный кабинет остается разделенным на два фланга. На одном - какой-то удивительно бессмысленный либерализм. Его представители, и в их рядах, к удивлению многих, на прошлой неделе оказался вице-премьер Александр Жуков, утверждают, что экономическая политика должна быть направлена на уменьшение внешних заимствований России, на снижение инфляции и на подготовку бюджета к будущему коллапсу нефтяных цен. Копить, не тратить, гасить цены и уменьшать кредитный рычаг - это просто невероятная политика. Какой элемент этой концепции ни тронь - все абсурд. Каждый может оказывать только подавляющее влияние на рост. И самое удивительное, что нынче, на волне моды на суверенитет, все эти "звенья" оправдываются заботой именно о независимости России. Но так независимость не отстаивается. Есть в бизнесе железное правило - если вы не развиваетесь, не инвестируете имеющуюся у вас прибыль, не влезаете в умеренные долги, то рано или поздно вас купит тот, кто это делает.
На другом фланге правительства - сторонники крупных государственных проектов. Таких крупных, что единым взглядом и не охватить. Характерный пример - все та же Восточная Сибирь, решение со стартом которой собираются принимать только в тот момент, когда будут просчитаны все детали. "А сейчас, - говорят, - еще не время. Нефть понятно кому будем продавать, а вот с газом вопрос". Но любой предприниматель скажет, что только в движении можно найти новые возможности.
Таким образом выходит, что оба фланга правительства друг друга вполне устраивают: вторые не могут, а первые не хотят. Другое дело, что они не очень устраивают российский бизнес. Впрочем, длится это уже не первый год.