Наш ответ Европе

Иван Рубанов
27 июня 2005, 00:00

О том, почему освоение Восточной Сибири имеет общегосударственное значение, рассказывает генеральный директор Центра политической конъюнктуры Константин Симонов

- Стоило ли возводить освоение Восточной Сибири в ранг общегосударственной задачи?

- Наш углеводородный экспорт, основа благосостояния страны, сейчас слишком завязан на европейских потребителей, которые этим пользуются и стараются нас "поджать". Взять хотя бы проекты по транспортировке каспийских углеводородов в обход России: в значительной степени они предназначены для шантажа нашей страны. Если мы создадим инфраструктуру для экспорта углеводородов на восток, у нас самих появится возможность выбора, что усилит наши переговорные позиции и даст дополнительные аргументы в политическом торге - такую стратегию уже успешно использует Казахстан. Кроме того, если не заниматься освоением региона, мы можем утратить суверенитет над востоком страны. Его ресурсы исключительно важны для быстроразвивающейся китайской экономики, к тому же сейчас в мире практически не осталось политически стабильных регионов с крупными запасами нефти.

- Нужно ли отводить ведущую роль в освоении Восточной Сибири госкомпаниям?

- Проект освоения региона не столько экономический, сколько политический: нам необходимо создать не просто систему извлечения углеводородов, а новую зону привлечения трудовых ресурсов, полюса экономического роста, единую систему газоснабжения. У частных компаний другие интересы - они хотят всю добычу отправлять на экспорт и получать максимальную прибыль. Поэтому логично освоение углеводородных месторождений региона пулом или консорциумом во главе с госкомпаниями. Его активными участниками помимо "Газпрома", "Транснефти" и "Роснефти", судя по всему, будут частные компании "Сургутнефтегаз" и ТНК-BP; последняя, кстати, против главенствующей роли "Газпрома" не возражает.

- Но ведь известно, что наши госкомпании испытывают нехватку инвестиционных ресурсов, а для освоения региона необходимы огромные средства...

- Финансовый вопрос для реализации всей программы играет ключевую роль. Но положение госкомпаний все же не катастрофическое. "Газпром" в ближайшее время за счет продажи государству пакета своих акций получит семь миллиардов долларов - их вполне можно направить на освоение Восточной Сибири. Огромная задолженность "Роснефти" не столь страшна, поскольку образовалась за счет кредитов "дочкам" и организациям, близким к компании экономически или политически, то есть фактически это долг самой себе. Наконец, "Транснефть" и вовсе официально заявляет, что способна реализовать все свои трубопроводные проекты одновременно.

С другой стороны, задача комплексного освоения региона столь масштабна, что порознь ее не потянут ни частные, ни государственные компании. Поэтому сейчас в правительстве активно предлагается идея частно-государственного партнерства. Но пока конкретного наполнения она не имеет, условия взаимодействия "частников" и государства еще предстоит разрабатывать. Поскольку на освоение региона планируется пустить и госсредства, встает вопрос об организации общественного контроля за реализацией этого проекта.

- А возможно ли использовать для освоения региона золотовалютные резервы и средства стабфонда?

- Думаю, власти на это не пойдут - слишком велик риск их неэкономного расходования.

- Как далеко мы продвинулись в освоении углеводородных запасов востока страны к настоящему моменту?

- Написано множество проектов освоения региона: есть свои программы у "Газпрома", у Конторовича (Алексей Эмильевич Конторович, директор Института геологии Сибирского отделения РАН. - "Эксперт"), у Минпромэнерго. Я уверен, что в ближайшее время нам представят еще пару программ. Однако, как это часто у нас бывает, этим пока дело и ограничивается. По большому счету, в правительстве за эту программу общегосударственной значимости никто не отвечает.