Смертных ропот безрассуден

Максим Соколов
4 июля 2005, 00:00

Мысль наших законодателей упорно возвращается к проблеме квадратуры круга: каким образом, не отменяя статью 81-3 Основного Закона, запрещающую занимать пост президента РФ более двух сроков подряд, сделать так, чтобы третий срок подряд стал возможен. На сей раз квадратуру попытался разрешить единоросс А. П. Москалец. Его решение заключалось в том, что президент досрочно подает в отставку и, если новые выборы будут признаны несостоявшимися, то на повторных выборах он уже может баллотироваться на общих основаниях. Запрещающая статья Конституции обойдена, хотя и не идеальным образом. Приход на третий срок оказывается возможным лишь при перемножении двух событий, которые сами по себе, при общепринятых нормах поведения, маловероятны. Если президент досрочно подает в отставку, это может объясняться либо состоянием здоровья, либо тем, что называется "не справился с управлением". В обоих случаях это значит, что как для лидера для него все кончено. Разговор в том духе, что мне-де сейчас все это надоело, ну его к черту, хотя потом, может быть, я и снова попробую править державой, - это разговор на уровне детского сада, питомец которого вряд ли может быть президентом. Но дальше должно быть еще более интересное - сорванные выборы. Конечно, если отсечь всех кандидатов, хоть на что-то похожих, и принудить к выбору между Малышкиным, Каспаровым, Мироновым и Лимоновым, выборы можно и сорвать (или не сорвать и получить в качестве президента кого-нибудь из названных лиц), т. е. породить тяжелый политический кризис в ядерной державе - пока будут продолжаться все эти песни и пляски, у кого будет чемоданчик? Но допустим, что Господь будет милостив и кризис завершится повторными выборами и желанным третьим сроком. Какова будет степень легитимности президента, который ради третьего срока очевидно для всех произвел на ровном месте два тяжких кризиса и поставил страну на грань хаоса, можно представить. Разумеется, можно объяснять это невероятно удачное для победителя стечение обстоятельств простой случайностью - случайно Москалец придумал поправку, случайно накануне первых же после введения поправки в действие выборов президент подает в отставку, случайно выборы срываются, - но вопрос в том, кто в это поверит.

История с москальцовской новеллой кончилась ничем, но очевидно, что творческая мысль постоянно возвращается к одному и тому же. То ли источник мысли в Кремле, то ли в головах депутатов, усердных не по разуму. Хотя если Кремлю эти творческие замыслы (а также порождаемые ими кривотолки) не нужны, то при отеческом способе взаимодействия с "Единой Россией" было бы достаточно один раз прописать очередному усердному депутату ума в задние ворота, чтобы и он сам, и его коллеги навсегда забыли про квадратуру третьего срока. Но - не забывают.

Между тем пора бы забыть, потому что квадратура в принципе не решаемая, а все покушения на нее базируются на ложной аналогии. С разделением властей разобрались, с вертикалью власти - тоже, так неужели с третьим сроком не управимся? Если есть насущная задача, должно быть и решение - см. предыдущие случаи.

Не берется во внимание, что случаи сильно различные. И разделение властей, и федерализм - это понятия, с которыми все гладко и однозначно лишь на бумаге. На практике это сложная система динамического равновесия, система взаимоупоров между ветвями власти, между центром и провинциями - и состояние системы есть равнодействующая многих факторов. Национальные и исторические традиции, конкретные тенденции текущей политической эпохи etc. Тут всегда есть какое-то предполье, в зависимости от соотношения сил переходящее то к одной, то к другой стороне, - и здесь юристам есть где развернуться. См. интереснейшие конструкции, воздвигавшиеся конституционалистами СССР и РСФСР, а затем легистами Кремля и Белого дома в 1990-1993 гг. Равно как и вертикально-властные новеллы нынешнего царствования. Туда, где есть люфт, политик и юрист непременно влезут и попытаются отжать этот люфт в свою пользу, но туда, где его нет, влезать бесполезно. Ст. 81-3 относится скорее ко второй категории. Она слишком однозначна и слишком понятна любому человеку с улицы (как это в принципе должно быть со всеми статьями идеальной конституции). "Два срока отбыл - с вещами на выход". Как говорил незабвенный А. И. Лукьянов, "кончил, не кончил - регламент три минуты". Resp. восемь лет. Можно благословлять конституционалистов 1993 г., можно поминать их нехорошими словами, - но что написано пером, того не вырубишь топором. Это вам не тонкая диалектика разделения властей, где можно и так, и эдак и вообще гражданам мало чего ясно. Тут ясно все. Равно как ясна разница между работой в серой зоне, где law gap law gap`ом погоняет, и наведением тени на абсолютно ясный день.

Но есть еще одно препятствие для творческих замыслов. Если кто полагает, что ст. 81-3 есть механический перевод с американского (22-я поправка к конституции США), тот находится во власти заблуждения. Действительно, пятнадцать лет назад и с американского очень любили переписывать без особой к тому надобности (см. очень хорошо себя проявившие институты вице-президента СССР и вице-президента РСФСР), и российскими Мэдисонами любили именоваться. Однако норма насчет двух сроков, формально совпадая с американской, имеет вполне отечественное происхождение. Впервые об ограничении срока пребывания у власти заговорил еще в 1961 г. Н. С. Хрущев на XXII съезде КПСС. Затем он и сам полюбил быть у власти, затем его сняли, затем Л. И. Брежнев еще больше это дело полюбил, - но идея была и высказана, и понята (после сталинского тридцатилетия - еще бы не понять). С тех пор самое робкое и самое лояльное вольнодумство насчет изма с человеческим лицом всегда начиналось с разговора об ограничении сроков. Еще никакого конституционализма не было, все исключительно в рамках восстановления ленинских норм, но вот ограничение - это да, это необходимо. Поэтому речь идет не об устранении (прямом ли, с помощью ли крючкотворства, когда по форме все правильно, а по существу...) неорганичного американского заимствования, но о покушении на весьма устойчивую (уже полвека, считай) и вполне общенародную политическую идею.

Уж хороша она или не хороша, но ломать ее - значит очень сильно прати против рожна. Обладателям творческих замыслов и мечтающим о комбинациях-2008 тут лучше смириться: "Смертных ропот безрассуден, Царь Небесный правосуден".