Конфликт из подземелья

Технический вопрос о способе оплаты потребленного Украиной российского газа из подземных хранилищ перерос в глобальную проблему надежности Украины как транзитной газовой системы

Россия и Украина вновь в состоянии острого конфликта по вопросу закупки и транзита газа.

На прошлой неделе "Газпром" в одностороннем порядке решил зачесть 7,8 млрд кубометров своего газа, находящегося в подземных газовых хранилищах Украины, в счет оплаты за транзит по украинской территории. "Решение принято 'Газпромом' в одностороннем порядке в соответствии с действующими договорами между двумя компаниями", -- говорится в пресс-релизе российского холдинга.

Украинская сторона отвечает на этот выпад так: "Если российская сторона попробует сделать что-то в одностороннем порядке, например зачесть этот газ в счет поточного транзита, мы обнуляем наши обязательства перед Россией и автоматически засчитываем этот газ в счет экспорта российского газа в Европу", -- заявил первый заместитель министра топлива и энергетики Украины, председатель правления компании " Нафтогаз Украины " Алексей Ивченко.

Таким образом, взаимные долгосрочные договоренности России и Украины в части топливно-энергетического сотрудничества под вопросом. " Газпрому " это грозит пересмотром тарифов на транспортировку газа по территории Украины, а украинцам -- повышением цен на поставки газа в страну до европейского уровня. Под вопросом оказывается энергетический суверенитет Украины. Под вопросом и бесперебойность поставок российского газа в Европу.

Что же такого случилось экстраординарного, что система взаимных договоренностей обрушилась почти до основания всего за пару дней?

Хроники оранжевой экспроприации

В 2002 году две газовые монополии -- " Газпром " и "Нафтогаз Украины" -- заключили контракт на хранение российского природного газа в украинских подземных хранилищах (ПХГ). Как утверждает заместитель председателя правления "Газпрома" и гендиректор " Газэкспорта " Александр Медведев, "предназначался этот газ для удовлетворения пикового спроса на европейских рынках. Россияне должны были иметь возможность этот газ оперативно отбирать, но, к сожалению, украинская сторона не смогла нам предоставить такого режима".

В 2003 году российский газ был закачан в украинские хранилища. Общий его объем составил 7,8 млрд кубометров. Осенью 2004 года были зафиксированы пиковые значения потребления газа в Европе, и к марту 2005-го "Газпром" отправил 40 заявок на отгрузку этого газа из украинских ПХГ. Но именно тогда на Украине случилась "оранжевая революция". Ни одна из заявок "Газпрома" удовлетворена не была.

Итак, российский газ завис на территории Украины. "В газотранспортной системе Украины выходные мощности меньше входных, -- поясняет глава пресс-центра украинской госкомпании НАК 'Нафтогаз Украины' Сергей Лукьянчук, -- и в пик нагрузки зимой россияне нарастили экспорт газа в Европу еще дополнительно на 2,2 миллиарда кубометров. Кроме того, наступившие холода привели к росту потребления газа на Украине. В результате 'поднять' из хранилищ дополнительное количество российского газа на экспорт физически не было возможности -- невозможно было втиснуть этот газ в трубу. Мы не смогли прокачать весь газ, который хотел прокачать 'Газпром' в пиковый сезон осенне-зимнего периода".

По сути Украина потребила 7,8 млрд кубометров газа вне рамок договоров и контрактов. "Газпром" предложил этот газ оплатить по цене 160 долларов за тысячу кубометров -- по данным самого монополиста, минимальной цене на наш газ в странах Восточной Европы. Как пояснил источник в "Газпроме", "мы ведь упустили выгоду, не продав этот газ по хорошей цене в Европе". Что же предложила в ответ украинская сторона? "Нафтогаз Украины" предложила считать этот газ как бы непотребленным и обязалась обеспечить его поставку на экспорт в Европу, но только не сразу, а в течение трех лет. Такая отсрочка в получении 1,2 млрд долларов "Газпром" не воодушевила. И тогда в российской компании решились на жесткую меру -- односторонний зачет.

Если украинское правительство не готово покупать российский газ по европейским расценкам, то "Газпром" может предложить собственные прямые поставки промышленным предприятиям Украины

"Украинская сторона теперь может пользоваться этими 7,8 миллиардами кубометров, как им заблагорассудится. Мы вынуждены пойти на эти меры, раз мы не находим удовлетворяющего нас решения по этому газу, -- заявил Александр Медведев. -- Мы не хотим ждать три года -- это упущенная прибыль". 28 июня "Газпром" произвел зачет этого объема газа в счет обязательств компании по оплате транзита газа по территории Украины. Напомним, что платежи за транзит "Газпром" проводит в товарной форме -- в виде поставок своего газа украинским потребителям. Зачет этого бартера был проведен "Газпромом" по действующим договорам, то есть по цене 50 долларов за тысячу кубометров. Казалось бы, украинцы должны быть страшно довольны таким исходом -- потребленный ими газ по сути был учтен не по справедливой европейской цене 160 долларов, а по субсидируемой цене 50 долларов. Однако это решение "Газпрома", как было сказано выше, привело к резким выпадам со стороны чиновников Украины. В чем здесь дело?

А дело в том, что при таком подходе в газовом балансе Украины в этом году образуется огромная по меркам этой страны дыра -- около 15 млрд кубометров. Дыра эта образована не физической нехваткой газа, а способом оплаты. Весь этот объем газа ей придется покупать по европейским ценам, то есть заплатить России 2,4 млрд долларов.

И именно по этой причине односторонний зачет "Газпрома" в НАК "Нафтогаз Украины" считают неприемлемым. Специалист украинского Центра имени Разумкова Владимир Сапрыкин считает, что "неадекватное и одностороннее действие 'Газпрома' вызывает удивление и не является актом дружественного нам государства".

Признайте правду о себе

Конфликт, случившийся на почве оплаты потребленных Украиной вне контрактов 7,8 млрд кубометров газа, повлек за собой обсуждение новой темы -- отпускной цены российского газа для украинских потребителей. Заявления о том, что Россия готова поставить газ соседям по цене 160 долларов за тысячу кубометров, прозвучали на Украине как гром среди ясного неба.

Сейчас Украина российский газ не покупает, а получает в обмен на услуги его транзита в Европу по своей территории. При расчетах стороны используют давно зафиксированные тарифы, Украина использует заниженный относительно европейских стандартов транспортный тариф, Россия, соответственно, продает свой газ куда дешевле, чем в соседние европейские страны (см. график 1 и график 2). Нетрудно догадаться, что ключевое значение для сторон имеет то, насколько кто "продешевит". Вопрос этот вовсе не второстепенный: как показывает простой расчет, переход от бартера к рыночным отношениям выгоден в первую очередь России, но не Украине (см. таблицу).

"Новая цена несправедлива, -- считает Владимир Сапрыкин. -- Да, действительно, средняя цена российского газа в Европейском союзе составляет 160 долларов за тысячу кубометров. Но почему мы должны платить столько же?"

Ответ на этот вопрос дают в самом "Газпроме". "Мы взяли курс на международные правила ведения газового бизнеса, -- заявляет Александр Медведев. -- Это касается и Прибалтики, которая уже в Европе, там в течение трех лет будет осуществлен перевод на европейские цены; это и Азербайджан, и Армения, и Грузия, и, конечно, Украина. С Белоруссией у нас отдельные договоры, она взяла на себя твердые обязательства в отношении исполнения транзитных условий, и цены, если они будут эти условия исполнять, останутся на определенном уровне. Если будут какие-нибудь отклонения, то цена будет переходить на европейские показатели. Если украинское правительство не готово покупать газ по выставляемым ценам, то 'Газпром' может предложить собственные прямые поставки промышленным предприятиям Украины".

Направление ответного удара

Конечно, украинцы могут напомнить нам, что большая часть экспорта российского газа идет по украинской территории. Аналитик по нефти и газу инвестиционной компании " Проспект " Дмитрий Мангилев указывает, что через Украину в 2005 году планируется прокачать 128 млрд кубометров газа. "Альтернативных транзитных мощностей у россиян фактически нет, -- считает он. -- Белорусский маршрут загружен практически на сто процентов, а североевропейский газопровод пока не построен". И потому такая безальтернативность для нас на руку украинцам. Правда, по словам Сергея Лукьянчука, "мнения, что Украина собирается повышать цены за транзит, -- это все кривотолки. Нас взаимные соглашения с 'Газпромом', подписанные до 2013 года, устраивали и устраивают".

Тариф на транспортировку российского газа по территории Украины составляет 1,09 доллара за 1000 кубометров на 100 км. "Правда, никто им не мешает увеличить стоимость транзита в три раза", -- считает Дмитрий Мангилев. Хотя, впрочем, европейские тарифы все же ниже. По данным Дмитрия Мангилева, исходя их тарифов германской компании Wingas, на прокачку 1000 кубометров на 100 км по магистральному трубопроводу затраты составляют порядка 1,8 доллара, правда, в Европе транзитные тарифы рассчитываются несколько иначе -- там фактически приходится арендовать на определенный срок определенный объем транспортных мощностей (как по объему газа, так и по дистанции транспортировки).

Пока Россия не диверсифицирует направления экспорта своего газа, мы будем обречены идти на уступки нашим соседям и платить дисконт за слишком сильную к ним "привязанность"

Надо сказать, что первыми перейти на рыночные отношении при оплате транзита предложили именно украинцы -- в лице председателя правления "Нафтогаза Украины" Алексея Ивченко. Однако, к немалому удивлению украинцев, "Газпром" с предложением не только согласился, но и стал настаивать на его скорейшем воплощении в жизнь. Причина выяснилась быстро -- "Газпром" увязал этот вопрос с повышением цены на российский газ. Вряд ли готовившие предложения украинские чиновники об этом забыли; судя по всему, они просто посчитали, что россияне если и увеличат цены, то незначительно. Однако конъюнктура сейчас такова, что цена на газ для оптовых потребителей достигла невиданных высот. Оптовая цена для Германии, например, уже превышает 200 долларов. Цена же в 160 долларов, о которой заявили в "Газпроме", -- это расчетная цена в соседней с Украиной Словакии, посчитанная по методу net back (цена газа на "базовом" рынке сбыта минус затраты на транспортировку) -- после вычета транспортных расходов из стоимости газа.

После простых расчетов украинские чиновники резко пошли на попятную. Первый вице-премьер Украины Анатолий Кинах заявил, что в интересах Украины оставить неизменной схему взаимозачетов с Россией. В "Нафтогазе Украины" говорят о том же. "Если Россия, как обещает, установит нам цену на мировом уровне -- 140-150 долларов за тысячу кубометров, -- металлургам придется коренным образом менять технологию. При такой цене на газ мы вообще будем неконкурентоспособными", -- заявил на прошлой неделе начальник главного управления промышленности, энергетики, транспорта и связи Донецкой облгосадминистрации Владимир Жуков одной местной украинской газете.

Обречены на развод?

Предположим, что нынешний конфликт будет полностью разрешен в пользу российской стороны: газ из ПХГ нам зачтется в счет оплаты транзита и не будет "несанкционированно изъято" ни кубометра российского газа, идущего на Запад. Можно ли считать это успехом? Вряд ли. Пока действуют бартерные схемы, Россия при нынешних ценах на нефть (а они, похоже, в обозримой перспективе падать не собираются) только в форме прямых потерь лишится сотен миллионов или даже миллиардов долларов.

А ведь не менее серьезны и потери косвенные. Поставляя газ по заниженной цене, мы оказываем неоценимую услугу целым отраслям украинской промышленности, которые очень часто на экспортных (да и на российских) рынках являются прямыми конкурентами нашим предприятиям. Российский газ словно не замечает границы -- его цена на Украине выше лишь на величину транспортных расходов, а стоимость для простых украинцев почти такая же, как и для россиян.

Переход на рыночную схему оплаты газа будет означать для нынешнего украинского правительства политическую и экономическую катастрофу. А значит, Украина будет максимально использовать в своих целях единственный рычаг давления на нас -- газотранспортную магистраль, через которую в дальнее зарубежье идет 80% российского газового экспорта.

На практике это означает, что трубопроводное наследство советской эпохи, благодаря которому мы оказались тесно связаны с некогда братской республикой, становится для нашей страны обузой и проблемой. Пока Россия не диверсифицирует направления экспорта своего газа -- за счет строительства новых трубопроводов и организации производства и транспортировки сжиженного природного газа, -- мы будем обречены идти на уступки нашим соседям и платить дисконт за слишком сильную к ним "привязанность".

"Вся эта история поставила вопрос о надежности Украины как партнера, -- говорит Александр Медведев. -- Нам крайне не хотелось бы, чтобы эти риски оказались не только теоретическими. Все-таки транзит российского газа является важным источником бюджетных поступлений на Украине, и я думаю, что мы найдем решение. Ясно, что ситуация с газом в украинских подземных хранилищах эту ситуацию обострила. Естественно, страна с дефицитом газового баланса, который покрывается импортом из России, должна очень серьезно думать о последствиях тех или иных шагов. С учетом риска 'ненадежности' украинских коллег и партнеров решать проблему обхода Украины придется с помощью других направлений экспорта. Сейчас строится североевропейский газопровод, который идет через Балтику. Есть вариант обхода через Белоруссию. Но трубу за одну ночь не построишь, и, я полагаю, мы обречены на то, что будет найдено цивилизованное решение".