С 4 июля Банк России существенно расширил список ценных бумаг, под залог которых он будет предоставлять кредиты коммерческим банкам. Ранее банки могли закладывать государственные облигации, облигации трех регионов - Москвы, Башкортостана и Самарской области - и двух ипотечных структур - Агентства по ипотечному жилищному кредитованию и Московского ипотечного агентства. Теперь этот перечень (официально он называется ломбардным списком облигаций) расширился сразу на пять позиций: кроме перечисленных бумаг в залог будут приниматься облигации "Газпрома", Внешторгбанка, "Российских железных дорог", "ЛУКойла" и Тюменской нефтяной компании (ТНК).
Правда, необходимое условие залога - обращение этих бумаг в секции государственных ценных бумаг на ММВБ, чего пока не происходит. Однако Центробанк и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) уже согласовали изменения и дополнения в "Правила обращения на ММВБ ценных бумаг", которые позволят решить эту проблему. По-видимому, речь идет о том, чтобы перенести торги облигациями этих компаний в сектор госбумаг. "Уже в ближайшее время данные изменения и дополнения будут введены в действие", - пообещал на прошлой неделе заместитель директора по развитию департамента государственных ценных бумаг и инструментов денежного рынка ММВБ Игорь Марич.
Призрак кризиса
Совет директоров ЦБ РФ принял решение о включении в ломбардный список облигаций "Газпрома", ТНК, "ЛУКойла", Внешторгбанка и РЖД 27 июня. Очевидно, что немалую роль в этом сыграла непростая ситуация, сложившаяся в те дни на кредитном рынке.
В последние дни июня ставки по краткосрочным межбанковским кредитам достигли максимальных с начала этого года значений, приблизившись к 10% годовых, что является несомненным свидетельством сокращения ликвидности в банковской системе. Еще одним признаком проблем с ликвидностью стал резкий рост объемов сделок репо: если в мае он составлял 63 млрд рублей, то к концу июня превысил 71 млрд рублей. О существенном снижении ликвидности свидетельствуют и данные по остаткам на корсчетах и депозитах коммерческих банков в ЦБ: в первом квартале этого года они составляли 450-550 млрд рублей, а концу первого полугодия снизились до 300 млрд.
Этим летом ЦБ сыграл на опережение банковского кризиса. Когда ситуация стала напоминать лето прошлого года, он дал сигнал, что в крайней ситуации готов поддержать ликвидность
"Снижение рублевой ликвидности обусловлено укреплением доллара по отношению к евро, - объясняет главный экономист Объединенной финансовой группы Ярослав Лисоволик. - Банки переориентируют свои активы в доллары, и эта редолларизация приводит к тому, что рублевая ликвидность сокращается. Ставки на межбанке в некоторой степени были отражением этого обстоятельства. Кроме того, стабилизационный фонд высасывает ликвидность из финансовой системы".
Редолларизация банковских активов наложилась по времени на конец полугодия - время налоговых платежей, когда предприятия снимают со своих банковских счетов существенные суммы наличности. "Скачок ставок на межбанке - это обычное явление к концу месяца, когда надо погашать налоговые обязательства, - говорит директор Центра макроэкономических исследований 'БДО Юникон' Елена Матросова. - С учетом того что банки много денег вложили в валюту, существенно снизился объем ликвидных рублевых активов. Это очень четко было видно по статистике".
Другими словами, ничего экстраординарного на банковском рынке вроде бы не происходило. Однако прошлогодний банковский кризис начинался по схожему сценарию: сначала в результате борьбы Центробанка против инфляции снизилась ликвидность банковской системы, затем банки увлеклись игрой на валютном рынке, и в конце июня - начале июня начались проблемы с обслуживанием платежей.
Впрочем, для того, чтобы кризис стал реальностью, нужен какой-то "спусковой крючок". В прошлом году им стали отзыв лицензии у Содбизнесбанка и слухи о существовании "черного списка" банков, которые ожидает аналогичная судьба. Этим летом ту же роль могли сыграть распространившиеся в конце июня слухи о том, что Центробанк в целях борьбы с инфляцией планирует кардинально увеличить норматив отчислений в фонд обязательного резервирования (ФОР). Такое решение стало бы серьезным ударом по крупнейшим банкам - им пришлось бы изъять из оборота и заморозить на счетах ЦБ существенные дополнительные суммы денег. А поскольку, по данным Центробанка, пять крупнейших российских банков сегодня выдают 48,9% всех кредитов, в том числе и межбанковских, сложности "крупняка" немедленно превратились бы в серьезные проблемы для всей банковской системы.
Неудивительно, что под воздействием слухов о предстоящем увеличении ФОР контролируемая паника, обычная для российского банковского сектора, быстро стала перерастать в неконтролируемую. Как раз в самый разгар страстей Банк России и принял решение о расширении списка ломбардных облигаций.
Говоря об этом решении Центробанка, нельзя не отметить два положительных обстоятельства. Одно - его бесспорная своевременность. Вопреки обыкновению чиновники не стали ждать, когда кризис ликвидности станет реальностью, а сработали на опережение.
Второй плюс этого решения менее очевиден и относится скорее к области политики. Общеизвестно, что Банк России сегодня вынужден одновременно решать две взаимоисключающие задачи: с одной стороны - бороться с монетарной инфляцией, то есть сокращать количество денег в экономике, с другой - укреплять ликвидность банковской системы, то есть наполнять ее деньгами. Поэтому не мудрено, что в руководстве Центробанка регулярно рождаются, мягко говоря, довольно противоречивые инициативы. Взять хотя бы те же планы об увеличении отчислений в ФОР, явно навеянные идеей борьбы с инфляцией через откачку денег из банковской системы.
Очевидно, в руководстве Центробанка сторонникам этой идеи противостоят люди, больше озабоченные устойчивостью банковской системы, чем борьбой с инфляцией. Расширение списка ломбардных облигаций означает, что сейчас чаша весов склонилась именно в их пользу.
Противопожарное мероприятие
Впрочем, все опрошенные нами аналитики в один голос говорят, что это отнюдь не означает кардинальных перемен в политике Банка России - отказа от борьбы с инфляцией в пользу укрепления ликвидности банковской системы. Ведь расширение списка ломбардных облигаций это скорее профилактическая антикризисная мера, на полноценный инструмент рефинансирования оно явно не тянет.
Во-первых, невелики объемы возможного привлечения средств. "Теоретически потолок средств, которые можно привлечь за счет залога облигаций, - это объемы эмиссии корпоративных облигаций данных эмитентов, - рассуждает начальник аналитического департамента МДМ-банка Артур Аракелян. - Однако среди держателей облигаций пяти компаний, которые включены в список ломбардных облигаций в июне, достаточно велика доля нерезидентов, а на долю российских банков приходится не более сорока-пятидесяти процентов этих облигаций - это то, что потенциально могут использовать российские банки для ломбардных операций с ЦБ. Получается около одного миллиарда долларов. При этом при ломбардных операциях для этих бумаг еще установлен дисконт 50 процентов". По сравнению с объемом выданных кредитов первой пятеркой российских банков - 2,289 трлн рублей на 1 мая 2005 года - это просто ничтожная сумма.
Во-вторых, большинству российских банков залоговые операции недоступны. Расширение списка ломбардных облигаций значимо только для "крупняка" - первых двухсот банков. "По нашим оценкам, рублевые корпоративные и рублевые государственные ценные бумаги покрывают больше семи процентов привлеченных средств лишь у 13 процентов всех российских банков, - рассказывает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Олег Солнцев. - Если сгруппировать эти банки по величине активов, то среди 25 крупнейших банков эта доля составляет 36 процентов, среди 25 следующих - 24 процента, среди 50 следующих - 30 процентов, а среди следующих ста - 28 процентов".
В-третьих, использовать залог облигаций для масштабного рефинансирования сегодня невозможно из-за высокой стоимости ломбардных кредитов Центробанка. "Ставки по ломбардным кредитам сегодня слишком высокие, 99 процентов времени эти ставки находятся выше рынка, поэтому этим инструментом мало кто пользуется, - говорит заместитель управляющего директора Вэб-инвест банка Сергей Жаров. - Почему эти ставки высокие? Потому что минимальные ставки определяет Центробанк. В принципе он может установить ставки и ниже рынка, но пока этого не делает, ведь Банк России старается бороться с избыточной ликвидностью, поэтому стремится много рублей на рынок не давать. Так что для банков ломбардное кредитование - последняя лазейка на случай, когда будет уже совсем плохо и денег не будет ни у кого. Тогда можно пойти в Центробанк и взять деньги у него, причем взять задорого".
С тем, что новации Центробанка могут сыграть позитивную роль только в случае кризиса, соглашаются и другие специалисты. "Вообще все инструменты рефинансирования, которые есть сегодня у ЦБ, - это инструменты пожарной помощи банковской системе, - говорит Артур Аракелян. - Если банковская система не будет испытывать никаких кризисных ситуаций, то ломбардным кредитованием никто никогда и не воспользуется. Например, сейчас, как правило, ломбардные аукционы признаются несостоявшимся из-за отсутствия спроса, так как рублевых средств на рынке достаточно. Ломбардное кредитование - это инструмент пожарный. Он работает только в тех ситуациях, когда проблема носит системный характер, иначе банки просто перекредитовываются друг у друга без помощи ЦБ. Этот инструмент не работает в обычной ситуации, поэтому он не может привести к резкому увеличению ликвидности. А лишь нормализует ликвидность в условиях ее значительного дефицита. Тем не менее в случае кризисных явлений этот инструмент выгоднее, чем продажа активов на рынке, так как в кризис активы заметно падают в цене. И в случае их продажи банки вынуждены фиксировать убыток. Когда вы берете деньги у ЦБ под залог этих бумаг, вы не фиксируете убыток".
Тенденция обнадеживает
Таким образом, положительный эффект от расширения ломбардного списка облигаций полностью зависит от того, какими будут следующие шаги Центробанка. "Сам факт включения этих бумаг в список ломбардного кредитования означает, что ЦБ просто поставил некие лимиты на эти облигации, - говорит Артур Аракелян. - Но что будет дальше, будет ли рынок развиваться - это большой вопрос, ответ на который во многом зависит от денежно-кредитной политики ЦБ". То есть вопрос в том, будет ли ЦБ снижать ставку рефинансирования по крайней мере до уровня ставок на межбанковском рынке.
Другие аналитики обращают внимание на недостаточное расширение базы под рефинансирование. "Расширение ломбардного списка облигаций - мера очень правильная, хорошая, позитивная, но все зависит от того, как далеко готов пойти Банк России по этому пути, - говорит Олег Солнцев. - Сегодня рыночных инструментов в активах банков не так уж много для того, чтобы широкий круг банков смог в случае кризисной ситуации рефинансироваться через Центробанк, причем не только в пределах однодневного овердрафта, но и на более длинные сроки. Я полагаю, что в планах Центробанка есть некоторые схемы, связанные с рефинансированием под портфели кредитов. Это было бы здорово с точки зрения демократизации доступа банков к рефинансированию. Тогда появится инструмент, который действительно позволит поддерживать ликвидность банковской системы".
Впрочем, многие банкиры скептически относятся к перспективе рефинансирования под кредитные портфели. "Это, конечно, возможно, но думаю, что не в скором времени, - говорит Артур Аракелян. - Потому что кредитные портфели - это настолько непрозрачные инструменты, что должны быть разработаны достаточно сложные критерии, под каких заемщиков можно давать финансирование. Я думаю, на разработку этих механизмов уйдет не один год".
Действительно, оценка рисков по кредитным портфелям - проблема, которая может оказаться серьезным препятствием для этой схемы рефинансирования. Но выход есть. "Решением этой проблемы могли бы стать пулы взаимного гарантирования, - говорит Олег Солнцев. - Центральный банк принимает на себя обязательства предоставлять любому из участников пула кредит под залог активов из заранее сформированного пулом списка. Стоимость закладываемых активов оценивается самими участниками пула. Последние принимают консолидированное обязательство обратной покупки залога у Центрального банка в случае непогашения кредита заемщиком - участником пула. Этот механизм может применяться для оценки стоимости и обеспечения реализации нерыночных активов, принимаемых в залог Центральным банком при финансировании банков. В результате Центробанк получит инструмент регулирования рыночных ставок и стоимости капитальных активов, а также поддержания устойчивости банковской системы".