Упакуй себя сам

Влас Рязанов
кандидат географических наук
18 июля 2005, 00:00

Компания "Новатэк" построила завод по выпуску полипропиленовой пленки. Теперь российские производители смогут полностью обеспечить внутренний спрос на этот продукт. А вот финансовый успех "пленочных" проектов зависит от того, удастся ли заместить еще и импорт сырья

В конце июня российская газовая компания "Новатэк" объявила об официальном открытии в Новокуйбышевске завода по производству БОПП-пленки. Запуск этого производства создает для российских мощностей ту "критическую массу", которой уже под силу вытеснить с рынка импортную продукцию.

Биаксиально-ориентированная полипропиленовая пленка (БОПП-пленка) отличается от полиэтиленовой абсолютной прозрачностью, высокой прочностью и газонепроницаемостью, хрустит при сминании. Она широко используется в упаковке продуктов питания (от хлеба и макарон до мороженого и чипсов), цветов, сигарет, компакт-дисков, косметики и проч. Полипропиленовая упаковка герметична, что существенно повышает сроки хранения товаров. БОПП-пленка, хотя и существенно дороже альтернативных упаковочных материалов из-за более дорогого сырья, по своим потребительским качествам значительно превосходит их, в том числе пленку из полиэтилена, которая не гарантирует герметичности продуктов и легко рвется. Именно этим и объясняется рост спроса на БОПП-пленку по мере роста доходов населения. Потребитель, привыкший покупать продукты, упакованные в прозрачную и прочную пленку, перестает обращать внимание на тот же товар, упакованный в полиэтилен или не упакованный вовсе. Поэтому производство БОПП-пленки представляется высокорентабельным бизнесом.

В Советском Союзе этот вид пленки никогда не производился, впрочем, как и в России до последнего времени, поэтому-то российские компании давно стремились занять эту нишу рынка и вытеснить из нее импортеров. Первое производство БОПП-пленки появилось в России в 2003 году, его организовала подмосковная компания "Полимерконтейнер". Однако ее мощности не покрыли и пятой части растущего внутреннего рынка. В феврале и июне текущего года еще два завода по производству полипропиленовой пленки были запущены компаниями "ГриНН" и BeePack. Завод "Новатэка" в Новокуйбышевске - уже четвертое российское предприятие, специализирующееся на выпуске БОПП-пленки.

Столь бурная инвестиционная активность на данном направлении, по мнению аналитика ИК "Проспект" Дмитрия Мангилева, была связана с появлением у российских игроков достаточных инвестиционных ресурсов и уверенностью в том, что зарубежные компании строить свои заводы в России не будут.

Прозрачные планы

В свой завод "Новатэк" вложил примерно 50 млн долларов. Контракт на поставку современного оборудования был заключен с немецкой инжиниринговой фирмой Brückner. Для размещения нового производства была выбрана площадка новокуйбышевского завода "Трубоизоляция".

Для "Новатэка" пленочный бизнес является новым, но достаточно перспективным направлением деятельности. Создание импортзамещающего производства позволит компании не только диверсифицировать бизнес, но и выстроить со временем цепочку по глубокой переработке углеводородного сырья. Правда, как отмечает коммерческий директор "Новатэк-Полимера" Василий Вихлянцев, конкуренция на рынке БОПП-пленки обещает быть жесткой. Остроту ей придает то, что все вновь построенные российские заводы используют примерно одинаковое по стоимости и производительности оборудование немецкой фирмы Brückner и французской DMT, и все вынуждены работать на импортном сырье. В результате себестоимость БОПП-пленки у всех российских производителей примерно одинаковая и не намного ниже, чем у пленки, произведенной, скажем, в Бельгии или Германии. То есть серьезного ценового люфта в конкуренции друг с другом у них нет. В такой ситуации принципиальное значение может иметь маркетинговая стратегия компании, отлаженность системы сбыта и прочие факторы.

Все конкуренты "Новатэка" в "пленочном" бизнесе уже имеют гарантированных потребителей своей продукции. Так, компания "ГриНН" (межотраслевой холдинг, ведущий бизнес преимущественно в Курской области) первое время будет поставлять свою пленку в регионы Черноземья, где у холдинга своя сеть продовольственных магазинов "Линия". Со временем "ГриНН" намерен выйти на рынок Московского региона, что позволит ему удвоить мощности.

Еще один конкурент "Новатэка", компания BeePack, давно специализируется на поставках импортной БОПП-пленки и для нового производства использовала площадку подмосковного "РосЕвроПласта". Мощности заводов BeePack и "Новатэка" примерно одинаковы, а подрядчиком обоих проектов является Brückner. Опыт работы в упаковочном бизнесе делает BeePack сильным конкурентом "Новатэка" в борьбе за наиболее прибыльный московский рынок.

Для самого "Новатэка" столичный рынок хотя и желаемое, но отнюдь не единственное направление экспансии. По мнению представителей компании, пробиваться на рынок Московского региона сложно - у потребителей сильна привязанность к импортной пленке, да и российские конкуренты компании стремятся утвердиться прежде всего в Москве. Крупные же региональные рынки по темпам роста заметно превосходят московский, а географическое положение Новокуйбышевска оптимально, чтобы снабжать крупные города Урало-Поволжья и Сибири. Именно поэтому выбор площадки для нового производства в "Новатэке" считают удачным.

Непрозрачные перспективы

Ежегодно в мире потребляется около 3,9 млн тонн БОПП-пленки, и растет потребление темпами 7-8% в год. А вот оценки общей емкости рынка в России сильно разнятся.

Все компании, инвестировавшие в создание мощностей по производству этого материала, отталкивались от объема рынка приблизительно в 90 тыс. тонн и темпов его роста не ниже 16-20% в год. По мнению Дмитрия Мангилева, хотя точных данных о потреблении этого продукта в России нет, цифры в 90-100 тыс. тонн можно считать близкими к реальным.

В то же время в консалтинговой компании Creon и ряде других специализированных компаний называют цифры в 50-55 тыс. тонн в год при десятипроцентных темпах роста. По словам замдиректора по развитию Creon Алексея Тарасова, оценка емкости рынка производилась исходя из данных официальной статистики, которые довольно надежны.

Если оценки Creon верны, то после запуска завода "Новатэка" общие мощности российских предприятий по производству БОПП-пленки будут примерно соответствовать объемам внутреннего спроса.

Последние годы темпы роста внутреннего потребления полипропиленовой пленки, включая БОПП-пленки, не превышали 10% (см. график 1). Ввод новых мощностей предполагает большие темпы роста спроса. Поэтому можно спрогнозировать дополнительный виток конкурентной борьбы. В этой ситуации в менее выгодном положении может оказаться "Новатэк", у которого пока нет опыта ведения бизнеса в упаковочной отрасли и нет, в отличие от конкурентов, гарантированных каналов сбыта продукции. Поэтому ближайшие месяцы компания планирует посвятить интенсивному продвижению своей пленки NovaFlex на рынок, созданию системы качества продукции и заключению долгосрочных контрактов с потребителями.

Российские производители, которые еще не успели запустить свои заводы по производству БОПП-пленки, могут столкнуться с такими неприятными обстоятельствами, как сокращение темпов роста оборота рыночной торговли, вызванное общеэкономическими причинами, и пересыщение рынка упаковочных материалов.

Осталось найти сырье

Сырьем для изготовления БОПП-пленки является полипропилен. Доля его в себестоимости пленки доходит до 75%, поэтому вопрос, где и по какой цене его покупать, для "Новатэка" и его конкурентов является принципиальным. К сожалению, это сырье нашим компаниям приходится импортировать в полном объеме. Полипропилен, производимый в России на установках образца 80-х годов, по своим характеристикам не может быть использован для изготовления БОПП-пленки. Поэтому коренным образом повысить конкурентоспособность российских производителей БОПП-пленки может только появление в России своего дешевого и качественного полипропилена.

Сам "Новатэк" еще в конце 2003 года рассматривал возможность строительства крупного полимерного комплекса в Новокуйбышевске, однако реализация проекта затормозилась из-за нерешенного вопроса с обеспечением его углеводородным сырьем. Проблема решилась после запуска в июне этого года Пуровского завода по переработке газового конденсата. Пока строительство в Новокуйбышевске полимерного комплекса не началось, так что не исключено, что компания постарается выбрать для него другую площадку, более приближенную к сырью.

На сегодняшний день в России заявлено шесть проектов по производству полипропилена - в 2002-2003 годах дефицит этого полимера в России (см. график 2) вызвал настоящий ажиотаж вокруг его производства. Сейчас ближе всех к завершению проект "Нижнекамскнефтехима". Если же будут реализованы все заявленные проекты, выпуск этого полимера может вырасти более чем вчетверо, что покроет все потребности в нем. Во многом "пленочные проекты" стали развиваться столь активно еще и потому, что у инвесторов возникла уверенность в том, что к 2005 году в России будет изобилие дешевого сырья для выпуска БОПП-пленки. Но пока собственного сырья в России нет, и производителям полипропиленовой пленки придется смириться с относительно невысокой рентабельностью продаж.