Играть стали по нотам

Зарина Хисамова
18 июля 2005, 00:00

Оператор игровых клубов "Вулкан" выпустил кредитные ноты. Вырученные средства будут потрачены на продвижение как на самом российском рынке, растущем гигантскими темпами, так и за его пределами

Лидер игорного рынка России Ritzio Entertainment Group выручил 125 млн долларов, разместив кредитные ноты (credit linked notes, CLN) на 18 месяцев по доходности к погашению 12%. Ritzio второй раз за полгода привлекает средства путем CLN, в январе компания уже получила 45 млн долларов.

Довольно удачное размещение бумаг Ritzio произошло в очень неблагоприятный для игорной индустрии момент. Одна за другой следуют инициативы региональных властей повысить налоги до максимально разрешенного Налоговым кодексом уровня, ввести ограничения на месторасположение игорных заведений и условия их работы, а что касается столицы - то и вовсе вынести все их за пределы МКАД. Подготовлены несколько законопроектов, которые сильно осложнят жизнь игорного бизнеса. Один из них - ограничивающий рекламу игорных заведений - уже получил статус закона.

Однако шум вокруг игровых клубов и казино не спугнул инвесторов. Как сообщили "Эксперту" в Ritzio, сначала при помощи CLN планировалось привлечь 70 млн долларов, однако от инвесторов поступили заявки на 170 млн, и холдинг увеличил выпуск.

Брендом по конкурентам

Интерес инвесторов вполне объясним. Ritzio - сейчас однозначно лидер игорного рынка России. И сам игрок, и рынок в целом растут просто бешеными темпами: объем рынка в последние три года ежегодно удваивался и оценивается в 4,5-4,8 млрд долларов. Что касается Ritzio, то за 2003-й и 2004 год число игорных заведений холдинга выросло со 120 до 681, а число автоматов - в 10 раз. По сравнению с 2003 годом оборот Ritzio в 2004 году вырос на 148% и достиг 325 млн долларов.

Основной источник доходов Ritzio - российская сеть игровых клубов "Вулкан". Помимо этого Ritzio оперирует сетями "Миллион" и "Икс-тайм" (в нижнесреднем и премиумном сегментах соответственно) в России, сетью King - в Киеве, City Casino - в Таллине, сетью "Вулкан" - в Казахстане. Ritzio владеет еще девятью казино, двумя развлекательными центрами и сетью пабов Temple Bar.

Бурное развитие бизнеса Ritzio позволило ему не просто перегнать главного конкурента на российском рынке - компанию "Джекпот" (сеть игровых залов "Джекпот", развлекательный центр "Молодая гвардия"), но и оставить его далеко позади. Если два года назад "Джекпот" лидировал с заметным отрывом, то сейчас и по количеству клубов, и по оборотам "Вулкан" далеко впереди: в 2004 году оборот "Джекпота составил около 150 млн долларов, то есть вдвое меньше, чем у Ritzio.

Одна из причин успеха Ritzio - грамотный и активный маркетинг. Компания - крупнейший рекламодатель в отрасли, на продвижение она ежегодно тратит более 7 млн долларов. "Джекпот" в последние два года, напротив, резко сократил количество рекламы. Как считают в Ritzio, им помогла и более тщательная работа над брендом: послания "Вулкана" более эмоциональны и последовательны, чем у "Джекпота". Судя по исследованиям Ritzio, это привело к тому, что у "Вулкана" самая высокая узнаваемость в целевой группе и лояльность клиентов. Сообщения компании подкрепляются тщательной работой над игорными залами. Если сравнивать с "Джекпотом", в клубах "Вулкан" в среднем больше игровых автоматов и, как считают в холдинге, интереснее интерьер.

Но, конечно, решающую роль в росте бизнеса Ritzio сыграли большие инвестиции в развитие, особенно в региональное. В последние два года их объем составил более 200 млн долларов. Действие этого фактора приумножилось ростом региональных рынков: если динамика довольно насыщенного московского рынка в последний год замедлилась (33% роста в 2004 году против 77% в 2003-м), то региональные рынки стали расти еще быстрее: в 2003 году на 100%, в 2004-м - на 125%.

По дороге к IPO

Планы холдинга Ritzio амбициозны: вывести новые бренды, купить несколько региональных операторов, занять 15% рынка в каждом из шестидесяти регионов России, где он работает, выйти на европейский рынок, провести IPO в 2007 году, в ближайшие три года в 2,5 раза увеличить количество автоматов (только в 2005 году на это будет потрачено 180 млн долларов) и в 2008 году довести оборот до 1,5 млрд долларов.

Вырученные от CLN средства как раз пойдут на реализацию этих целей. Магистральным направлением, конечно же, будут российские регионы с их огромным потенциалом роста. Ведь по России один игровой автомат приходится на 500 человек, тогда как в Австралии - на 99 человек, в Норвегии - на 141, в Бельгии - на 156, в Испании - на 163 человека. То есть российскому рынку до насыщения еще далеко. Параллельно с "Вулканом" за пределами Москвы будет развиваться более непритязательная сеть "Миллион". Дело в том, что "Вулкан", в столице позиционирующийся в средней ценовой нише, в регионах воспринимается как заведение премиум-класса.

Продолжится экспансия Ritzio в Казахстан - туда будут уезжать старые игровые автоматы из российских клубов, где парк машин будет обновляться. Экспорт бизнеса планируется и в западном направлении. Уже в октябре компания откроет несколько игровых клубов в Бухаресте. В Польше Ritzio подумывает о покупке местного оператора, в фокусе интересов еще и Испания с Германией. Эксперты рынка склонны видеть в этих движениях подстраховку на случай, если игорный бизнес в России "возьмут за горло".