Малый бизнес - большая политика

25 июля 2005, 00:00

Редакционная статья

Пятая часть российского ВВП и половина московского ВРП создается в торговле. А знаете ли вы, что половину розничного товарооборота страны, согласно последним данным Росстата, обеспечивают полтора миллиона индивидуальных предпринимателей? Особенно заметно их присутствие на селе, куда не только розничные сети, но и другие крупноорганизованные формы торговли добираются редко и выборочно. Месячный оборот средней частной торговой точки - менее тысячи долларов, на селе - около пятисот. Даже с той оговоркой, что это лишь заявленный частными торговцами объем продаж, абсолютная маржа этого бизнеса вызывает только улыбку. Об инвестициях тут вряд ли можно мечтать - да и во что? В новую, более просторную автолавку? Да это вообще трудно назвать бизнесом - скорее это форма самозанятости для прокорма семьи. Похожая картина - уже не по Росстату, а по собственным наблюдениям, - и с частным извозом.

Понятно, что формализовать, вывести из тени и стимулировать (или, как вариант, дестимулировать) подобные формы самодеятельности населения крайне сложно. Да и не нужно. На самом деле их расцвет или упадок весьма четко коррелируют с состоянием дел в официальной части экономики. Если в последней подъем, то самозанятость сжимается, ограничиваясь теми анклавами, куда этот подъем не дотягивается. Если же в стране спад, рост безработицы, да еще и скверные ожидания, то неформальная частная активность расцветает. Голь на выдумки хитра.

Конечно, есть и другой пласт малого бизнеса. Это малые инновационные фирмы. Компании, выполняющие заказы крупных и средних предприятий. Компании, работающие в сфере услуг, где эффект масштаба невелик или неочевиден. За примерами далеко ходить не надо, достаточно взглянуть на предельно атомизированные рынки городских услуг - автосервиса, жилищного ремонта, клининга, кейтеринга. В этом же ряду адвокатские и нотариальные конторы, переводчики, частнопрактикующие врачи и учителя. Пустить этот огромный кусок хозяйственной жизни на самотек вряд ли было бы оправданно. И стимулировать, направлять развитие именно этого сектора малого бизнеса в общественных интересах крайне необходимо.

Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная политика в отношении малого бизнеса строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета.

Развитие малого предпринимательства уперлось в муниципальное недопонимание. И сколько ни велит центр муниципалитетам снимать административные ограничения, нет - так или иначе ограничение найдут. А почему? Да потому, что в конечном счете экономически местные власти мало заинтересованы в росте малых предприятий. Ведь центр все финансовые потоки тянет на себя. Во всем мире налоги от малого предпринимательства остаются на месте: за их счет можно и школу починить, и скамейки в городском саду покрасить. А у нас однажды предприниматели спросили главного милиционера маленького городка: чего твоя милиция к нам все время с проверкой приходит? Нам не столько денег на штрафы жалко, сколько от дела отрывает. А тот говорит: стыдно, на нашем здании штукатурка облупилась. Так малые предприниматели сложились, покрасили милицию в веселенький зеленый цвет, и проверки прекратились.

Может быть, местные власти должны быть заинтересованы в том, чтобы люди на их территории жили комфортнее? Но с какой стати? Сегодня эти люди, конечно, их избиратели, а завтра всех городских голов будут сверху назначать.

Из всего этого получается, что и ассоциациям малого бизнеса пора переходить на новый уровень - ставить проблемы комплексно, в том числе и касательно политического устройства общества. А они продолжают по привычке бороться с центром за упразднение кассовых аппаратов. Конечно, вести переговоры с одним центром легче, чем с многими маленькими царьками, или просвещать честных, но неумелых чиновников на местах. Но пора начинать - идти в глубинку, работать с массами, анализировать, почему в одних регионах малое предпринимательство развивается, а в других нет. Переносить лучший опыт из одних регионов в другие.

А лучшее, что может сделать для малого бизнеса федеральная власть, - последовать примеру Казахстана и вообще освободить малый бизнес от налогов. При нынешнем профиците бюджета правительство, которое реально печется о развитии малого бизнеса, вполне может себе это позволить.