Большой. Кто меньше?

Культура
Москва, 15.08.2005
«Эксперт» №29-30 (476)
Неизвестно, по какому проекту в конечном итоге будут реконструировать Большой театр. Понятно только одно: к архитектуре эта история отношения иметь не будет

В истории только что начатой реконструкции Большого театра новый скандал: появились желающие обновить его здание за сумму существенно меньше той, что была утверждена Главгосэкспертизой (25 млрд рублей), а именно за 9 млрд рублей. Инициатива исходит от предпринимателя Виктора Столповских - бывшего главы московского отделения скандально известного "Мабетекса", соратника Павла Бородина в деле превращения кремлевских интерьеров в заповедник псевдоисторических позолоченных кренделей, его же софигуранта в уголовных делах, возбужденных в Швейцарии и России, главы зарегистрированной в Швейцарии фирмы "МТ Мерката Трейдинг & Инджениринг" и кавалера ордена России "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Можно считать это попыткой реванша Министерства культуры. Отстраненное в свое время от процесса реконструкции театра, оно попыталось вновь приблизиться к нему под шумок правительственного недовольства сметой итогового проекта. Благо кругом, что называется, свои люди: бывший вице-президент "Мабетекса", а ныне замминистра культуры Дмитрий Амунц противопоставил дорогостоящему проекту Никиты Шангина дешевый вариант, который "изобрел" его протеже. Руководство театра в лице генерального директора Анатолия Иксанова тут же заявило, что это блеф, что за такие деньги можно сделать разве что косметический ремонт и те, кто раздает подобные обещания, на самом деле рассчитывают позже под разными предлогами вытянуть из государства энные суммы. Да и потом, как же быть с существующим проектом, который выиграл тендер и получил поддержку Градостроительного совета и Главгосэкспертизы?

Но обо всем по порядку.

Час икс

В конце 90-х в жизни Большого театра наступил час икс, который к тому моменту уже пережили крупнейшие европейские музыкальные театры: "Гранд-Опера" в Париже, Королевская опера в Мадриде, "Ковент-Гарден" в Лондоне и Мариинский театр в Петербурге. Разбухшая со второй половины XIX века труппа перестала умещаться в гримерных, репетиционных и прочих служебных помещениях. Стены и перекрытия одряхлели - обитатели лож того и гляди рухнут на головы сидящих в партере. Никаких пандусов для инвалидов, никаких лифтов. Полное и окончательное несоответствие противопожарным нормам. В принципе эти вещи можно решить капитальным ремонтом. Но вот сценическая коробка - это настоящая головная боль. Сильно усложнившиеся за последние полвека декорации поставили старые театры перед дилеммой: либо не ставить и не принимать на гастроли спектакли, декорации которых невозможно сменить в течение антракта, либо по-настоящему перестраивать сценическую коробку. Первый вариант очень обедняет репертуар, второй обогащает общественную жизнь страстными спорами о том, кто и насколько имеет право вторгаться в памятник архитектуры, в кладовую исторического наследия, в свидетельство великого прошлого и т. д. и т. п. А дискуссии, как известно, склонны перерастать в скандалы, без которых не обошлась ни одна театральная реконструкция.

Почему радикальные вторжения в старые театры вызывают жестокое сопротивление

Новости партнеров

«Эксперт»
№29-30 (476) 15 августа 2005
Назначение Шанцева
Содержание:
До свиданья, Москва!

Решение назначить московского вице-мэра Валерия Шанцева нижегородским губернатором - знак больших перемен. Причем не только в Нижнем Новгороде, но и в Москве

Разное
Экономика и финансы
Наука и технологии
На улице Правды
Наука и технологии
Реклама